На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Обзоры законодательства и арбитражной практики для хозяйственных обществ (СКРЫТ)

Сентябрь 2004



Аналитический мониторинг законодательства и обзор арбитражной практики
для акционерных обществ от "Консалтинг. Эмитент"
(сентябрь 2004 г.)

Акционерным обществам, осуществляющим выплату дивидендов:
Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»

Акционерным обществам при осуществлении контроля со стороны антимонопольных органов:
Федеральный закон от 20.08.2004 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Акционерным обществам, акции которых находятся в федеральной собственности:
Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»

Всем акционерным обществам:
Распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 06.08.2004 № 1363/1001 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти»

Обзор арбитражной практики:
Акционерным обществам при проведении ликвидации
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»

Если общество не осуществляет хозяйственную деятельность в течение определенного времени и не установлено место его нахождения, ликвидация такого АО осуществляется в порядке, предусмотренном ст.230 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» как отсутствующего должника, а не в соответствии со ст.61 ГК РФ.

Акционерным обществам при проведении общего собрания акционеров

Перечень оснований для выкупа обществом принадлежащих акционеру акций установлен ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах». Требование акционера о выкупе акций должно предъявляться в порядке, предусмотренном ст.76 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Акционерным обществам при совершении крупных сделок

При совершении обществом крупной сделки должен быть соблюден порядок ее одобрения, предусмотренный ст.79 Федерального закона «Об акционерных обществах». В противном случае сделка является оспоримой.



АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, осуществляющих выплату дивидендов

ДОКУМЕНТ:
Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Указанным актом изменена редакция пп.1 п.3 ст.284 НК РФ, устанавливающей ставки налога к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов.
В соответствии с предыдущей редакцией НК РФ ставка составляла 6 % по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно новой редакции эта ставка увеличена до 9 %.
Данное изменение вступает в силу с 1 января 2005 года.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
С 1 января 2005 года акционерные общества при выплате дивидендов акционерам, являющимся российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, будут исчислять и удерживать налог с дохода, полученного в виде дивидендов, по ставке 9 %, а не 6 %.

ПОДРОБНЕЕ:
В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 в разделе «Дивиденды».




АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ при осуществлении контроля со стороны антимонопольных органов.

ДОКУМЕНТ:
Федеральный закон от 20.08.2004 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Основным изменением, внесенным данным Федеральным законом в КоАП, стало изменение редакции ст.19.8 КоАП, которая названа «Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или органы регулирования естественных монополий».
Изменена редакция части первой статьи.
Уточнены основания, в силу которых в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий должны представляться ходатайства и уведомления. Ими выступают предписания антимонопольного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о естественных монополиях.
Ч.1 ст.19.8 КоАП в старой редакции устанавливала 2 вида (состава) административных правонарушений, совершение которых влекло назначение соответствующего взыскания:
1. Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных монополий, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством;
2. Представление заведомо недостоверных сведений.
Новая редакция статьи вводит 3 вида правонарушений:
1. Непредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий;
2. Представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения;
3. Нарушение порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений), установленных антимонопольных законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Ответственность за совершение указанных действий предусмотрена не только для должностных и юридических лиц, но и для граждан (размер налагаемого на них административного штрафа составляет от 15 до 25 МРОТ). Повышены нижние пределы наказания в виде административного штрафа для должностных и юридических лиц. Размер административного штрафа для должностных лиц указан в пределах от 30 до 50 МРОТ, а для юридических - от 1000 до 5000 МРОТ.
Статья дополнена частью второй, устанавливающей ответственность за:
· непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, либо
· представление заведомо недостоверных сведений, за исключением случаев, предусмотренных ч.1 ст.19.8 КоАП.
Ответственность определена в виде наложения административного штрафа, размер которого различается для граждан (от 10 до 15 МРОТ), должностных (от 20 до 30 МРОТ) и юридических лиц (от 500 до 1000 МРОТ).


ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
Гражданам, должностным и юридическим лицам во всех случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представлять в уполномоченные органы соответствующие достоверные сведения в порядке и сроки, предусмотренные нормативными актами.


ПОДРОБНЕЕ:
В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 в приложении ИАС «Консалтинг. Стандарт» см. «Антимонопольный орган»/«Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства».




АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

ДОКУМЕНТ:
Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Данным Указом Президента утвержден перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ. Он включает 2 группы таких предприятий и акционерных обществ:
1. Федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
2. Открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
В частности, разъяснено, что после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами (доли государства в уставном капитале акционерных обществ) Правительству надлежит включить их в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Это положение действует в отношении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, названных в Разделе 2 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
Располагать информацией о включении Вашего общества в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009.

ПОДРОБНЕЕ:
В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справку «Золотая акция».




АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Всех акционерных обществ.

ДОКУМЕНТ:
Распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 06.08.2004 № 1363/1001 «О перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Введен перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти и разъяснены случаи их использования.
Так, полные наименования федеральных органов исполнительной власти должны использоваться подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации при подготовке проектов указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных официальных документов (международных договоров и других).
Сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти используются только:
· при подготовке проектов распоряжений Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации, протоколов заседаний и совещаний, служебных писем, документов справочного характера и приложений (нетекстовых) к указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации,
· при подготовке проектов актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации об утверждении положений о федеральных органах исполнительной власти.
Утверждено сокращенное наименование Федеральной службы по финансовым рынкам - ФСФР России, а также Федеральной антимонопольной службы - ФАС России.
Признано утратившим силу Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации от 04.07.2000 № 903/676 «О Перечне полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти».

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
Использовать сокращенные наименования федеральных органов исполнительной власти, введенные Распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 06.08.2004 № 1363/1001.

ПОДРОБНЕЕ:
В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справку "Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг».



Обзор арбитражной практики


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ при проведении ликвидации

ДОКУМЕНТ:
Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
В указанном акте содержатся подробные разъяснения по применению арбитражными судами ст.61 ГК РФ при рассмотрении дел о ликвидации. Определена подведомственность дел о ликвидации, подлежащих рассмотрению арбитражными судами. Указывается порядок применения п.2 ст.61 ГК РФ (только к ликвидации действующих юридических лиц) и порядок искового производства при рассмотрении таких споров (применяются общие правила искового производства). Уточнены правила применения п.3 ст.61 ГК РФ. Предусматривается возможность обжалования в общем порядке решения суда о ликвидации юридического лица или об отказе в удовлетворении требования о его ликвидации. Установлено, что если до вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица в отношении этого юридического лица возбуждено дело о банкротстве, заявление о его ликвидации следует оставить без рассмотрения в соответствии с п.4 ст.148 АПК РФ.
При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов на суды возлагается обязанность исследовать характер нарушений, их продолжительность и деятельность юридического лица после совершения нарушений. При этом не допускается ликвидация юридического лица, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
Перед проведением принудительной ликвидации или подачей искового заявления в суд с требованием о принудительной ликвидации общества ознакомиться с разъяснениями, данными Высшим Арбитражным Судом РФ.

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справки «Ликвидация АО», «Порядок принудительной ликвидации общества», «Пошаговая процедура принудительной ликвидации общества».




АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ при проведении ликвидации.

Если общество не осуществляет хозяйственную деятельность в течение определенного времени и не установлено место его нахождения, ликвидация такого АО осуществляется в порядке, предусмотренном ст.230 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» как отсутствующего должника, а не в соответствии со ст.61 ГК РФ.

Ситуация:
ИМНС обратилась в суд с иском о ликвидации ЗАО на основании неисполнения им требований действующего законодательства о государственной регистрации, а именно ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» о необходимости предоставления сведений для включения юридического лица в Единый государственный реестр, ст.26 указанного акта и ст.31 НК РФ.

Вывод суда:
Суд первой и апелляционной инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, разъяснив, что общество, ведение деятельности которым не подтверждено материалами дела, не может быть ликвидировано в соответствии со ст.61 ГК РФ. Указанная статья применяется только при ликвидации действующего предприятия, осуществляющего свою деятельность с нарушением законодательства. Ликвидация юридического лица в случае отсутствия сведений об осуществлении им хозяйственной деятельности в течение определенного времени и не установления места его нахождения осуществляется в порядке, предусмотренном ст.230 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» как отсутствующего должника.
Кассационная жалоба, в которой истец просит отменить решение суда как вынесенное на основании неправильного применения норм материального права, также не удовлетворена.
Судом правильно применены нормы материального права (ст.61 ГК РФ, ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», ст. 230 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В ст.61 ГК РФ отсутствуют основания ликвидации юридического лица, не ведущего хозяйственную деятельность (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.07.2004 № КГ-А40/6127-04).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
При предъявлении к обществу, не ведущему хозяйственную деятельность, иска о его принудительной ликвидации в качестве ее основания следует указывать ст.230 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Если в исковом заявлении указывается ст.61 ГК РФ, в удовлетворении исковых требований истцу будет отказано.

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справки «Ликвидация АО», «Порядок принудительной ликвидации общества», «Пошаговая процедура принудительной ликвидации общества».




АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ при проведении общих собраний акционеров

Перечень оснований для выкупа обществом принадлежащих акционеру акций установлен ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах». Требование акционера о выкупе акций должно предъявляться в порядке, предусмотренном ст.76 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Ситуация:
Акционер обратился в суд с иском к обществу об обязании последнего выкупить принадлежащие ему акции. Основанием для предъявления требования послужило неуведомление обществом акционера о проведении общих собраний, на которых принимались решения о 3-ем и 4-ом выпусках акций, а также годового и внеочередного общего собрания акционеров. По мнению истца, такое неуведомление является нарушением его прав как акционера АО и влечет возникновение у него права требовать выкупа акций.

Вывод суда:
В соответствии со ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах» требование о выкупе принадлежащих акционеру акций может быть заявлено акционером - владельцем голосующих акций в случае:
· реорганизации общества;
· совершения крупной сделки;
· внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих права акционера, -
если акционер голосовал против принятия такого решения или не принимал участие в голосовании.
Доказательств того, что какое-либо из указанных решений принималось на общих собраниях, в которых не участвовал акционер, не имеется.
Нарушения, допущенные обществом в отношении истца, не могут являться основанием для удовлетворения его требований согласно ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Требование акционера о выкупе принадлежащих ему акций должно осуществляться в порядке, установленном ст.76 Федерального закона «Об акционерных обществах» (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.07.2004 № КГ-А40/5135-04).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
При предъявлении акционером требования обществу о выкупе принадлежащих ему акций следует соблюдать порядок, предусмотренный ст.76 Федерального закона «Об акционерных обществах». Перед его предъявлением целесообразно ознакомиться с перечнем оснований, влекущих возникновение у акционера такого права, содержащимся в ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах». Выкуп акций обществом осуществляется только при наличии одного их этих оснований.

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справки «Приобретение обществом собственных акций по требованию акционеров», «Порядок приобретения обществом собственных акций по требованию акционеров», «Пошаговая процедура приобретения обществом собственных акций по требованию акционеров».




АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ при совершении крупных сделок.

При совершении обществом крупной сделки должен быть соблюден порядок ее одобрения, предусмотренный ст.79 Федерального закона «Об акционерных обществах». В противном случае сделка является оспоримой.

Ситуация:
Акционер и председатель совета директоров АООТ обратились в суд с иском к ЗАО о признании недействительной сделки по передаче ЗАО имущественного комплекса АООТ.

Вывод суда:
Исковые требования удовлетворены в связи со следующим.
АООТ передало ЗАО имущественный комплекс в целях ликвидации задолженности перед ЗАО по оплате собственных векселей. Обязательство АООТ перед ЗАО стороны посчитали исполненным в части, равной стоимости передаваемого имущества.
Совершенная сделка являлась для ЗАО крупной, т.к. стоимость отчуждаемого имущества составляла более 50 % балансовой стоимости активов данного общества. Согласно ст.79 Федерального закона «Об акционерных обществах», такая сделка подлежит одобрению общим собранием акционеров, которое не имело места при ее совершении в нарушение указанной нормы.
Суд указал, что оспариваемая сделка в соответствии со ст.168 ГК РФ является ничтожной, т.к. Федеральный закон «Об акционерных обществах» в редакции, действовавшей на момент ее совершения, не устанавливал оспоримость такого рода крупных сделок.
При передаче имущественного комплекса протокол и акт приемки-передачи подписаны генеральным директором общества, решение общего собрания о назначении которого принято с нарушением п.1 ст.58 Федерального закона «Об акционерных обществах» и является в связи с этим недействительным (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.07.2004 № 3826/04).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
При совершении обществом крупных сделок, стоимость отчуждаемого имущества по которым составляет более 50 % балансовой стоимости активов данного общества, следует соблюдать порядок их одобрения, предусмотренный ст.79 Федерального закона «Об акционерных обществах». В противном случае сделка является оспоримой и может быть признана недействительной в судебном порядке по иску лиц, имеющих право на его предъявление.

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справку «Крупные сделки АО», «Пошаговая процедура совершения крупной сделки», «Последствия несоблюдения требований к крупной сделке».


Получить информацию о программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» можно по адресу: www.1с.ru (фирма 1С/Главная/Каталог продуктов/Продукты 1С/Информационные продукты) или www.lin.ru.

[p]


Количество просмотров: 64





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group