На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Обзоры законодательства и арбитражной практики для хозяйственных обществ (СКРЫТ)

Октябрь 2004



Аналитический мониторинг законодательства и обзор арбитражной практики
для акционерных обществ от "Консалтинг. Эмитент"
(октябрь 2004 г.)



Акционерным обществам, в отношении которых может быть проведена процедура банкротства
Приказ Минэкономразвития РФ от 02.08.2004 № 217 «О Порядке отложения уполномоченным органом в делах о банкротстве и в процедурах банкротства подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом»

Приказ Минэкономразвития РФ от 03.08.2004 № 219 «О Порядке голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собраниях кредиторов»

Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 № 235 «Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов»

Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 № 233 «Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов»

Всем акционерным обществам в связи с вопросами привлечения к административной ответственности

Приказ ФСФР РФ от 25.08.2004 № 04-391/пз-н «Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

Всем акционерным обществам в связи с вопросами государственной регистрации юридических лиц
Приказ МНС РФ от 29.09.2004 № САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц»

Письмо МНС РФ от 20.09.2004 № 09-0-10/3733@ «О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении»


Обзор арбитражной практики:

Акционерным обществам, акции которых учитываются в системе ведения реестра ценных бумаг
Регистратор обязан отказать во внесении записей в реестр, если в нем отсутствует анкета зарегистрированного лица с образцом его подписи, документы не предоставлены лично зарегистрированным лицом, подпись на распоряжении не заверена одним из способов, предусмотренных в Положении о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27. В соответствии с п.7.3 указанного акта при отсутствии у регистратора образца подписи зарегистрированное лицо должно явиться к регистратору лично или удостоверить подлинность своей подписи нотариально.

Акционерным обществам при совершении крупных сделок
Перечень оснований для выкупа обществом принадлежащих акционеру акций установлен ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах». Акционер обязан доказать наличие основания для осуществления такого выкупа.

Акционерным обществам при проведении общего собрания акционеров
Решения общего собрания акционеров признаны недействительными из-за допущенных при его проведении нарушений правил участия в собрании представителей акционеров АО.





АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, в отношении которых может быть проведена процедура банкротства

ДОКУМЕНТ:
Приказ Минэкономразвития России от 02.08.2004 № 217 «О Порядке отложения уполномоченным органом в делах о банкротстве и в процедурах банкротства подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Порядок отложения уполномоченным органом в делах о банкротстве и в процедурах банкротства подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом утвержден в целях реализации норм пп. «в» п.5 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства».
Указанным актом установлено, что подача заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом может быть отложена на срок до 2-х месяцев по решению уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. Такое решение принимается при наличии одного из следующих обстоятельств:
· имеются факты, объективно свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности должника в течение 2-х месяцев;
· должником, собственником имущества должника или третьим лицом (например, федеральным органом исполнительной власти) приняты или принимаются меры, в результате которых могут быть в течение 2-х месяцев устранены основания для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом;
· на балансе должника имеется ликвидное имущество (в т.ч. права требования и ценные бумаги), денежные средства от реализации которого могут быть получены в течение 2-х месяцев с момента принятия решения в сумме, достаточной для погашения всей имеющейся задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, при условии письменного обязательства должника реализовать указанное имущество (либо взыскать дебиторскую задолженность) и направить вырученные средства на погашение задолженности перед Российской Федерацией.
Решение об отложении подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом не может быть принято повторно, а также в случае, если уполномоченному органу станет известна информация о том, что руководитель должника и (или) собственник имущества должника использует отложение подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом для совершения правонарушений.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
Акционерным общества, имеющим задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией, следует обратить внимание на наличие у них оснований, при которых уполномоченный орган в делах о банкротстве и в процедурах банкротства может отложить подачу заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом на срок до 2-х месяцев. При принятии уполномоченным органом такого решения необходимо погасить задолженность общества перед Российской Федерацией в максимально короткие сроки.


ДОКУМЕНТ:
Приказ Минэкономразвития России от 03.08.2004 № 219 «О Порядке голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собраниях кредиторов»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Порядок голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собраниях кредиторов утвержден в целях реализации норм (а именно - п.15) Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства». Приводятся вопросы, за принятие решений по которым голосует уполномоченный орган в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собрании кредиторов, на котором рассматривается вопрос о выборе процедуры банкротства. К таким вопросам, в частности, относятся:
· вопрос о введении финансового оздоровления при наличии определенных обстоятельств;
· вопрос о введении внешнего управления или продлении внешнего управления, если в отношении должника в соответствии с Законом может быть введена или продлена процедура внешнего управления, при наличии одного из определенных условий;
· вопрос о заключении мирового соглашения в случае, если проект мирового соглашения соответствует законодательству Российской Федерации и процедура заключения мирового соглашения соответствует Закону при наличии одного из определенных условий;
· вопрос о введении процедуры конкурсного производства в случаях, если в соответствии с рассматриваемым Порядком отсутствуют основания для голосования за введение процедур внешнего управления, финансового оздоровления или мирового соглашения.
Приводятся также вопросы, по которым уполномоченный орган в делах о банкротстве и в процедурах банкротства голосует «против». Определено, что при голосовании по иным вопросам, включенным в повестку дня, представитель уполномоченного органа обязан голосовать в соответствии с решением уполномоченного органа, оформленным письменно.


ДОКУМЕНТ:
Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2004 № 235 «Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов»

Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 № 233 «Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Приказами Минэкономразвития России утверждены следующие формы документов:
· типовая форма журнала регистрации участников собрания кредиторов;
· типовая форма бюллетеня голосования № 1 по вопросам повестки дня собрания кредиторов;
· типовая форма бюллетеня голосования № 2 по вопросам повестки дня собрания кредиторов;
· типовая форма бюллетеня голосования № 3 по вопросу определения количественного состава комитета кредиторов;
· типовая форма бюллетеня голосования № 4 по вопросу об избрании членов комитета кредиторов;
· типовая форма реестра требований кредиторов.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
При проведении собрания кредиторов следует использовать утвержденные типовые формы документов.


ПОДРОБНЕЕ:

Об общих вопросах банкротства организаций см. раздел «Несостоятельность (банкротство)» в ИАС «Консалтинг. Стандарт» (приложение к программному комплексу «Консалтинг. Эмитент», выпуск 5(6) 2004).




АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Всех акционерных обществ в связи с вопросами привлечения к административной ответственности

ДОКУМЕНТ:
Приказ ФСФР России от 25.08.2004 № 04-391/пз-н «Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Согласно ст. 28.1 - 28.3 Кодекса об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения уполномоченными должностными лицами составляется протокол, причем дело об административном правонарушении может быть возбуждено только тем должностным лицом, которое уполномочено на составление протоколов об административных правонарушениях.
В связи с этим приказом ФСФР утвержден перечень должностных лиц ФСФР, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
К таким лицам относятся:
· начальник Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, его заместители;
· начальник Управления регулирования деятельности профессиональных участников и инфраструктурных организаций на финансовом рынке, его заместители;
· начальник Управления регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, его заместители;
· начальник Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями, его заместители;
· начальники отделов Управления организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг, их заместители - в случае назначения приказом Федеральной службы по финансовым рынкам руководителем группы инспекторов.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
В случае, если в отношении акционерного общества возбуждено дело об административном правонарушении в сфере рынка ценных бумаг, обращать внимание на то, подписан ли протокол надлежащим должностным лицом.
В случае, если протокол будет подписан ненадлежащим должностным лицом, привлечение организации или ее должностного лица к административной ответственности может быть обжаловано в арбитражный суд (п.3 ст.30.1 КоАП РФ).

ПОДРОБНЕЕ:

О правонарушениях, которые влекут административную ответственность, и административных санкциях см. раздел «Ответственность АО и его органов» в программном комплексе «Консалтинг. Эмитент», выпуск 5(6) 2004.


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Всех акционерных обществ в связи с вопросами государственной регистрации юридических лиц

ДОКУМЕНТ:
Приказ МНС России от 29.09.2004 № САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц»

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Указанным актом учреждено средство массовой информации - журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц. Целью данного учреждения является обеспечение публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц». Основанием для таких действия выступают также обязанности юридических лиц по публикации сообщений в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об акционерных обществах», Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Акционерным обществам следует обратить внимание, что Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах» установлены случаи, когда общество обязано публиковать сведения о себе:
· если акционерное общество создано одним лицом или состоит из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества, то сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы и опубликованы для всеобщего сведения (п.6 ст.98 ГК РФ);
· если обществом принято решение о реорганизации, то общество обязано опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении (п.6 ст.15 Федерального закона «Об акционерных обществах»);
· если общество находится в процессе ликвидации, то ликвидационная комиссия должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами (п.1 ст.22 Федерального закона «Об акционерных обществах»);
· если обществом принято решение об уменьшении его уставного капитала, то общество обязано опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении (п.1 ст.30 Федерального закона «Об акционерных обществах»).

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
В указанных выше случаях обеспечивать публикацию необходимых сведений в журнале «Вестник государственной регистрации» с момента его издания.


ДОКУМЕНТ:
Письмо МНС России от 20.09.2004 № 09-0-10/3733@ «О свидетельствовании нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении».

СУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ:
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при подаче заявления на государственную регистрацию подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть удостоверена нотариально. При этом лицами, уполномоченными на подачу заявления, являются:
· руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
· учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
· руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
· конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
· иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В указанном письме МНС РФ разъясняется, что при свидетельствовании подлинности подписи уполномоченного лица на заявлении о государственной регистрации юридического лица нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия, предусмотренного ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
За совершением такого нотариального действия, как свидетельствование подлинности подписи на заявлении о государственной регистрации, может обратиться только лицо, имеющее право быть заявителем при государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьей 9 Закона. Проверка нотариусом полномочий заявителя в данном случае служит основанием для совершения названного нотариального действия или для отказа в таковом.

ЧТО НУЖНО (МОЖНО) СДЕЛАТЬ:
При необходимости обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации обращать внимание на то, какое лицо уполномочено подписывать заявление в том или ином случае: подписывать заявление и обращаться к нотариусу за свидетельствованием подлинности подписи должно именно это лицо.

ПОДРОБНЕЕ:

Об общих вопросах государственной регистрации юридических лиц см. раздел «Государственная регистрация юридических лиц» в ИАС «Консалтинг. Стандарт» (приложение к программному комплексу «Консалтинг. Эмитент», выпуск 5(6) 2004).



Обзор арбитражной практики


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ, акции которых учитываются в системе ведения реестра ценных бумаг

Регистратор обязан отказать во внесении записей в реестр, если в нем отсутствует анкета зарегистрированного лица с образцом его подписи, документы не предоставлены лично зарегистрированным лицом, подпись на распоряжении не заверена одним из способов, предусмотренных в Положении о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27. В соответствии с п.7.3 указанного акта при отсутствии у регистратора образца подписи зарегистрированное лицо должно явиться к регистратору лично или удостоверить подлинность своей подписи нотариально.

Ситуация:
Акционер ОАО - владелец обыкновенных акций общества, которому при формировании реестра акционеров открыт лицевой счет на основании полных паспортных и адресных данных, узнал о списании с его лицевого счета принадлежащих ему акций на лицевой счет третьего лица и выплате дивидендов по акциям гражданину по доверенности, оформленной от имени акционера. Акционер утверждал, что не выдавал доверенности на совершение операций с акциями и получение дивидендов. Он обратился в суд с иском к регистратору о признании недействительной сделки купли-продажи акций, восстановлении на его лицевом счете акций и взыскании дивидендов.

Вывод суда:
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, указав на соответствие действий регистратора требованиям ст.29 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и п.7.3 Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27. Президиум ВАС РФ отменил принятые решения по делу и направил его на новое рассмотрение.
При рассмотрении дела Президиумом ВАС РФ установлено, что перевод акций осуществлен на основании предоставленного гражданином передаточного распоряжения, который действовал по удостоверенной нотариусом доверенности. Регистратор указывает на отсутствие оснований для отказа в проведении операции и отсутствие обязанности нести ответственность за возникшие убытки акционера в связи со следующим. Подпись акционера на доверенности была заверена нотариально, гражданин предъявил все документы, необходимые для оформления перехода права собственности на акции. При этом акционер не представил регистратору анкету зарегистрированного лица с образцом своей подписи (в нарушение п.6.1, 7.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27).
Однако согласно п.5 Положения, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27, регистратор обязан отказать во внесении записей в реестр, если в реестре отсутствует анкета зарегистрированного лица с образцом его подписи, документы не предоставлены лично зарегистрированным лицом, подпись на распоряжении не заверена одним из предусмотренных в указанном акте способов. В соответствии с п.7.3 Положения, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27, при отсутствии у регистратора образца подписи зарегистрированное лицо должно явиться к регистратору лично или удостоверить подлинность своей подписи нотариально.
Сверка подписи зарегистрированного лица на распоряжениях, предоставляемых регистратору, осуществляется посредством сличения подписи зарегистрированного лица с имеющимся у регистратора образцом подписи в анкете зарегистрированного лица. Возможности такого сопоставления подписей у регистратора не было. Доверенность, представленная регистратору, признана судом недействительной с даты ее выдачи как поддельная.
Таким образом, у регистратора отсутствовали основания для внесения записей в реестр. Акции списаны с лицевого счета акционера в нарушение требований п.5 Положения, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27 (перевод акций по распоряжению неуполномоченного лица) (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.08.2004 № 2701/04).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
Лицо, которое приобрело акции акционерного общества (стало акционером), должно предоставить держателю реестра анкету зарегистрированного лица с образцом своей подписи в соответствии с п.6.1, 7.1 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утв. постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 № 27.

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 в разделе «Реестр акционеров» см. справки «Анкета зарегистрированного лица», «Основания для отказа регистратора во внесении записи в реестр по реестру акционеров».


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ при совершении крупных сделок

Перечень оснований для выкупа обществом принадлежащих акционеру акций установлен ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах». Акционер обязан доказать наличие основания для осуществления такого выкупа.

Ситуация:
Акционер обратился суд с иском к ОАО об обязании ответчика выкупить 23 принадлежащие истцу акции по рыночной стоимости, определенной независимым экспертом на дату совершения ОАО последней крупной сделки. Основанием для подачи иска явилось право на выкуп принадлежащих акционеру акций, возникшее у него в связи с реорганизацией общества и совершением обществом крупных сделок (реализацией инвестиционного проекта и отчуждением пакета своих акций третьему лицу).

Вывод суда:
В удовлетворении исковых требований истцу отказано в связи со следующим.
Акционер не доказал осуществление реорганизации ОАО и совершение им крупных сделок, а также совершение обществом каких-либо сделок с собственными акциям. При этом вклад ОАО в инвестиционный проект значительно меньше суммы, необходимой для квалификации указанной сделки как крупной.
В силу п.1 ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях:
· реорганизации общества или совершения крупной сделки, решение об одобрении которой принимается общим собранием акционеров в соответствии с п.2 ст.79 Федерального закона «Об акционерных обществах», если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам;
· внесения изменений и дополнений в устав общества или утверждения устава общества в новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании.
Согласно п.1 ст.78 Федерального закона «Об акционерных обществах» крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более % балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Исключением являются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, и сделки, связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества либо с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
В целях осуществления строительства перегрузочного комплекса ОАО заключило с иным ЗАО инвестиционный договор (договор о совместной деятельности), по условиям которого стороны приняли на себя обязательство совместно осуществлять строительство и эксплуатацию названного объекта. Впоследствии стороны заключили договор, которым изложили в новой редакции условия инвестиционного договора. В нем указано, что размер долей в общей долевой собственности на все внесенное в совместную деятельность и на объект определяется следующим образом: инвестор - 98%, общество - 2%. С учетом условия о распределении долей денежная оценка вклада ОАО в инвестиционный проект составила рублевый эквивалент 1 600 000 долларов США или 50 624 960 руб. Исходя из размера стоимости активов общества, инвестиционный договор не является крупной сделкой, т.к. по его условиям отчуждение имущества, стоимость которого составляет 25 и более % стоимости активов общества, не происходит.
ОАО не совершало сделок с собственными акциями. Данное обстоятельство установлено судом и подтверждается материалами дела.
Решение о проведении реорганизации общества принято не было, что также подтверждается материалами дела.
Таким образом, оснований для возникновения у акционера права требовать выкупа принадлежащих ему акций не имеется (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2004 № А56-596/04).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
Перед предъявлением акционером обществу требования о выкупе принадлежащих ему акций в судебном порядке необходимо ознакомиться с перечнем оснований, влекущих возникновение у акционера такого права, содержащимся в ст.75 Федерального закона «Об акционерных обществах». Выкуп акций обществом осуществляется только при наличии одного их этих оснований. Следует также уточнить, имеются у акционера доказательства наличия оснований, дающих право требовать от общества выкупа принадлежащих ему акций.

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справки «Приобретение обществом собственных акций по требованию акционеров», «Порядок приобретения обществом собственных акций по требованию акционеров», «Пошаговая процедура приобретения обществом собственных акций по требованию акционеров».


АКТУАЛЬНО ДЛЯ: Акционерных обществ при проведении общего собрания акционеров

Решения общего собрания акционеров признаны недействительными из-за допущенных при его проведении нарушений правил участия в собрании представителей акционеров АО

Ситуация:
ЗАО-1 и ЗАО-2 обратились в суд с иском к ОАО о признании недействительными решений его внеочередного общего собрания акционеров на том основании, что при подготовке и проведении собрания нарушены требования ст.50 Федерального закона «Об акционерных обществах» и ст.7, 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации».

Вывод суда:
При рассмотрении дела суд указал на следующее.
ООО, являющееся акционером ОАО, владеющим более 10 % акций, обратилось в совет директоров общества с требованием о созыве внеочередного общего собрания акционеров. В связи с отказом совета директоров в созыве и проведении собрания ООО подготовило и провело его по собственной инициативе.
Функции счетной комиссии на собрании акционеров осуществлял специализированный регистратор общества. Для регистрации к месту проведения собрания счетная комиссия прибыла не в полном составе.
При регистрации в журнале регистрации прибывших на собрание акционеров и их представителей фамилии представителей и номера доверенностей, на основании которых они действуют, не указывались. Если один представитель представлял несколько акционеров по доверенности, то ему выдавался один бюллетень. Некоторые бюллетени не содержат наименований акционеров и выданы также на несколько акционеров каждый. В нескольких бюллетенях не указаны имена (наименования) акционеров, от имени которых голосовал представитель.
В соответствии с п.1 ст.57 Федерального закона «Об акционерных обществах» право на участие в общем собрании осуществляется акционером как лично, так и через своего представителя, который действует в соответствии с полномочиями, указанными в доверенности.
В силу п.2 ст.60 Закона бюллетень для голосования по вопросам повестки дня общего собрания акционеров должен быть вручен под роспись каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, либо его представителю.
В ст.61 Федерального закона «Об акционерных обществах» предусмотрено, что при голосовании, осуществляемом бюллетенями, для голосования засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один из возможных вариантов голосования. Бюллетени для голосования, заполненные с нарушением вышеуказанного требования, признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.
При избрании счетной комиссии и совета директоров общества в части их количественного состава нарушены требования ст.56, 66 Федерального закона «Об акционерных обществах», т.к. на оспариваемом собрании в состав счетной комиссии были избраны 2 человека, а в состав совета директоров - 4. Однако согласно указанным нормам и п.2.3.6 Устава общества их количество не может быть менее 3 и 5 соответственно.
В связи с нарушениями, допущенными при проведении общего собрания акционеров, исковые требования удовлетворены (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.08.2004 № А17-2909/5).

РЕКОМЕНДАЦИИ:
При проведении общего собрания акционеров общества следует соблюдать порядок участия в собрании представителей акционеров общества и порядок их оформления, а также порядок выдачи и оформления бюллетеней для голосования, установленные Федеральным законом «Об акционерных обществах».

ПОДРОБНЕЕ:

В программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» выпуск 5(6) 2004 см. справку «Порядок участия в общем собрании акционеров через представителя», «Бюллетени для голосования на общем собрании акционеров».




Обращаем внимание, что в программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» содержатся методические материалы и электронные формы документов:
- по проведению годового общего собрания акционеров;
- по подготовке ежеквартальных отчетов эмитента и сообщений о существенных фактах.

Получить информацию о программном комплексе «Консалтинг. Эмитент» можно по адресу: www.1с.ru (фирма 1С/Главная/Каталог продуктов/Продукты 1С/Информационные продукты) или www.lin.ru.

[p]


Количество просмотров: 66





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group