ПРОГРАММА
АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2009
ГОД
(выдержки из
программы)
Приоритеты антикризисных
мероприятий
- Для сохранения важнейших производств государство готово
напрямую входить в капиталы компаний. Одновременно будут приняты меры по
усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных
акционеров.
- Будут
осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию
антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов
исполнительной власти по контролю за
предпринимательской деятельностью. Активизирована работа по предотвращению и
пресечению действий коррупционного характера.
- Особое
внимание будет уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего
предпринимательства. Будет предложен комплекс мер по снижению налоговой нагрузки
на малый бизнес, расширению доступа субъектов малого предпринимательства к
государственным закупкам.
- Банковская
система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных
учреждений. Будут реализованы меры по следующим направлениям: расширение
ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы;
повышение
доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение
санации банков.
-
Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового рынка,
привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий
для появления инструментов долгосрочного инвестирования.
Активизация внутреннего спроса и инноваций,
развитие
промышленного и технологического
потенциала
-
Государство будет поддерживать эффективные предприятия, у которых возникли
временные сложности в связи с недостатком спроса и ограниченностью доступности
кредитов. В то же время, кризис - это возможность освобождения экономики от
неэффективных производств. Для решения проблем, вызванных низким уровнем
менеджмента, стратегическими ошибками в управлении, недостаточным вниманием
собственников к эффективности их активов, будет применяться механизм
банкротства. При этом государство оставляет за собой задачи защиты прав
работников и сохранения стратегически важных производственных активов
предприятий в ходе процедур банкротства.
Общесистемные меры по поддержке реального
сектора
-
Правительство Российской Федерации предпримет ряд мер по развитию механизма
поддержки эффективных предприятий.
На
федеральном уровне утвержден перечень из 295 системообразующих организаций,
сформирована система мониторинга за их состоянием, создан прозрачный механизм
принятия решений о предоставлении им в отдельных случаях государственной
поддержки. С этой целью будут использоваться такие инструменты, как
дополнительная капитализация, прямая государственная поддержка, государственные
гарантии по кредитам. На государственные гарантии по кредитам предприятий (как
стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса, так и иных
предприятий, отобранных в утвержденном Правительством Российской Федерации
порядке) в 2009 году в федеральном бюджете предусмотрено до 300 млрд. рублей.
Поддержка будет оказываться в первую очередь градообразующим предприятиям и
организациям при наличии программы финансового оздоровления и повышения
производственной эффективности, а также при условии выполнения предприятиями
ряда обязательств, включая:
-
радикальное сокращение либо отмена премиальных и бонусных выплат высшему
менеджменту компании;
-
прозрачность финансовой и хозяйственной деятельности;
Предприятия,
получившие государственную поддержку, по итогам 2009 года представят полный
отчет о выполнении ими заявленных обязательств, которыми обусловлено
предоставление государственной поддержки. У предприятий, которым выделены
крупные финансовые средства, такая отчетность будет
публичной.
Совершенствование важнейших
рыночных институтов и снятие необоснованных
барьеров
для предпринимательской
деятельности
- Будет
радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий
чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса, в том
числе при:
действиях органов власти, направленных на
введение ограничений по перемещению товаров и дополнительных обременений для
предпринимателей;
несоответствии нормативных
правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления
по вопросам организации и осуществления торговой деятельности антимонопольному
законодательству.
- Важным направлением по снижению
административных барьеров является работа по расширению применения электронных
технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия юридических
и физических лиц с регулирующими органами. С этой целью будет ускорено введение
системы электронного обмена документами между органами власти.
- Предстоит внести изменения в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения
системы санкций, выносимых при проведении проверок деятельности хозяйствующих
субъектов. При выявлении нарушения обязательным должно стать вынесение сначала
предупреждения (предписания) об устранении нарушения, и только в случае
невыполнения предписания - наложение штрафа.
- Уже с 1 мая начнет действовать новый
порядок проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Они будут
осуществляться не чаще, чем один раз в три года, а внеплановая проверка - только
с санкции прокурора.
Формирование мощной финансовой
системы
- Предусматривается возможность выделения
в 2009 году 495 млрд. рублей на поддержку банковской системы, в том числе 280
млрд. рублей - на капитализацию банков, 215 млрд. рублей - фондирование за счет
Фонда национального благосостояния. При этом предоставление государственной
поддержки будет увязано с кредитованием реального сектора.
- На увеличение ресурсной базы банков
направлен ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для
обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций.
Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами
(векселя, поручительства, права требования).
- Будет усилен контроль
за реализацией мероприятий по предупреждению банкротства и ходом процедур
банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для
сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая
физических лиц.
- Со стороны Банка России усилен контроль за работой органов управления банков, получивших
средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие
банки назначены уполномоченные представители Банка России. Контроль будет
осуществляться по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий,
управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной
организации.
- С целью повышения устойчивости рынка
корпоративных облигаций срок исполнения обязательств по биржевым облигациям
продлен с одного года до трех лет. Разрешен выпуск биржевых облигаций не только
открытыми акционерными обществами, но и другими хозяйственными обществами, а
также госкорпорациями.
- Обеспечение санации банков,
испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской
системы - третье направление действий Правительства Российской Федерации.
- Правительство Российской Федерации и
Банк России будут стимулировать консолидацию в банковской сфере, формирование
крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на
международном уровне и способных обеспечивать "длинное" финансирование
проектов.
- Банку России предоставлено право заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми
Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у
которых отозвана банковская лицензия.