На главную Карта сайта
 
Библиография Общее собрание акционеров

В собранье можешь не ходить, но бюллетень иметь обязан.



В собранье можешь не ходить, но бюллетень иметь обязан.

Витаутас Бакшинскас,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры права Финансовой академии при Правительстве РФ

Бизнес-адвокат № 8, 2002

Наступила пора проведения годовых собраний акционеров. Одни собрания проходят скучно и официально, другие бурно и горячо. Но во всех случаях организаторы стараются соблюсти правила приличия и выполнить все формальные требования законодательства, предъявляемые к проведению собрания. Одной из проблем организации собраний акционеров крупных АО (более 1000 членов) является необходимость предварительной рассылки бюллетеней акционерам общества. Несмотря на то, что Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ действует уже более 5 лет, руководители многих АО при организации акционерных собраний до сих пор задаются вопросом: следует ли перед собранием рассылать бюллетени всем акционерам или можно игнорировать соблюдение данной процедуры? Некоторые озабочены другим вопросом: следует ли при подведении итогов голосования на годовом собрании учитывать голоса по разосланным бюллетеням, если акционеры заполнили и направили их в общество до даты проведения собрания акционеров?
Появление данных вопросов во многом вызвано несовершенством действующего законодательства, регулирующего проведение собраний акционеров, которое так и не было устранено в процессе внесения в него соответствующих изменений. В соответствии с п. 2 ст. 60 Закона № 208-ФЗ при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования и проведении общего собрания акционеров общества с числом акционеров – владельцев голосующих акций 1000 и более, а также иного общества, устав которого предусматривает обязательное направление (вручение) бюллетеней до проведения общего собрания акционеров, бюллетень для голосования должен быть направлен или вручен под роспись каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не позднее чем за 20 дней до проведения собрания. При этом согласно ст. 58 Закона № 208-ФЗ акционеры, бюллетени которых получены не позднее 2-х дней до даты проведения общего собрания акционеров, считаются принявшими участие в общем собрании акционеров. То есть реализация указанной нормы означает, что акционеры, получившие по почте бюллетени для голосования, имеют право заполнить их и направить по почте в адрес общества, тем самым проголосовав за решение заочно, без присутствия на собрании акционеров.
Вроде бы простая норма закона встречает абсолютное непонимание, основанное на п. 2 ст. 50 Закона № 208-ФЗ, согласно которому общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, а также вопросы, предусмотренные пп. 11 п. 1 ст. 48 (утверждение годовых отчетов) Закона, не может проводиться в форме заочного голосования.
Используя подобное противоречие Закона, администрация акционерного общества, как правило, отказывается от соблюдения процедуры рассылки бюллетеней. Но исходя из смысла Закона рассылка бюллетеней перед собранием акционеров, проводимым в форме совместного присутствия, не изменяет форму проведения собрания. Можно, конечно, предположить возникновение утопичной ситуации, когда все акционеры, получившие бюллетени, проголосуют заочно и не явятся на очную часть собрания. Тем самым собрание в форме совместного присутствия не состоится, а решение собрания фактически будет принято заочным голосованием, что запрещено Законом. Несмотря на это, форма проведения собрания не будет изменена, поскольку Закон устанавливает различные требования к собраниям, проводимым в форме совместного присутствия и в форме заочного голосования, в частности к порядку определения кворума собрания и подведения итогов голосования.
Положение законодательства об обязательной предварительной рассылке бюллетеней направлено на защиту интересов мелких акционеров, которые нередко только подобным способом могут реализовать свое право на участие в управлении обществом. Акционеры многих АО, созданных в процессе приватизации, разбросаны по всей стране, поэтому они не могут лично присутствовать на собрании акционеров. В то же время в акционерных обществах, насчитывающих десятки и сотни тысяч акционеров, личное присутствие всех акционеров на собраниях практически невозможно в силу известных технических причин. Нередко крупные АО, рассылая уведомления о проведении собрания и бюллетени для голосования, прямо предупреждают о невозможности личной явки на собрания всех акционеров общества.
Таким образом, использование процедуры предварительной рассылки бюллетеней не превращает собрание в форме совместного присутствия в собрание в форме заочного голосования, а способствует реализации и защите прав акционеров.
Но зачастую за попытками теоретического обоснования отказа от рассылки бюллетеней кроются аргументы практического свойства. Во-первых, рассылка бюллетеней приводит к увеличению стоимости проведения собрания. Согласно прямому указанию Закона (п. 2 ст. 60) рассылка бюллетеней для голосования осуществляется только заказным письмом, опубликование бланков бюллетеней для голосования в доступном для всех акционеров общества печатном издании разрешено лишь акционерным обществам с числом акционеров более 500 тысяч. Рассылка уведомлений о проведении собрания может быть заменена соответствующей публикацией в средствах массовой информации, как правило, в местной печати (п. 1. ст. 52 Закона). Затраты на изготовление бюллетеней, подготовку конвертов и рассылку писем для многих обществ весьма существенны.
Во-вторых, рассылка бюллетеней может раздробить пакет акций, контролируемый администрацией общества. Как правило, находящаяся на руках у работников общества значительная часть акций АО консолидируется перед собранием в руках у руководства общества путем оформления доверенностей на голосование. Доверенное лицо получает бюллетени при регистрации и голосует консолидированно. Рассылка бюллетеней может повлечь утрату контроля над акционерами, которые проголосуют самостоятельно, получив на руки бюллетени для голосования. Попытки руководства АО раздавать среди работников бюллетени для голосования и определять принимаемые ими решения иногда терпят неудачу, поскольку склонить человека голосовать именно так, а не иначе гораздо сложнее, нежели получить от него доверенность на голосование.
В-третьих, рассылка бюллетеней не имеет особых правовых последствий. Как правило, часть бюллетеней возвращается в связи с выбытием адресата. Лишь небольшой процент акционеров заполняют полученные бюллетени и направляют их в общество, остальные предпочитают лично прийти на собрание или не голосовать вовсе.
Гораздо больше организаторов собрания беспокоит вопрос о том, как повлияет отказ от рассылки бюллетеней на результаты собрания, может ли это повлечь иную ответственность для общества и его руководства.
Некоторое время назад одним из возможных последствий несоблюдения процедуры рассылки бюллетеней мог стать запрет на проведение собрания. Любой из акционеров предъявлял иск (традиционно в суд общей юрисдикции), обжалуя решения совета директоров общества или действия исполнительных органов, которые противоречат закону и нарушают его права. В качестве обеспечения иска суд нередко запрещал проведение собрания в установленный срок. В настоящее время судебная практика исходит из того, что запрет на проведение собрания противоречит Конституции РФ. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ "О вопросе, возникшем при применении Федерального закона "Об акционерных обществах" от 10 октября 2001 г. № 12 суд не вправе запрещать проведение общего собрания акционеров, поскольку это противоречит ст. 31 Конституции РФ, гарантирующей гражданам РФ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания и демонстрации, шествия и пикетирования, а также нарушает право акционеров, не обжалующих решений органов управления акционерного общества, на участие в общем собрании акционеров, предоставленное им ст. ст. 31, 32 Закона № 208-ФЗ.
Другим негативным последствием нарушения Закона является риск возможного оспаривания результатов проведенного собрания. Руководствуясь п. 7 ст. 49 Закона, акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований Закона, иных правовых актов РФ, устава общества, в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. При этом согласно п. 8 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" от 2 апреля 1997 г. № 4/8 к нарушениям Закона, которые могут служить основаниями для удовлетворения иска акционера о признании решения общего собрания акционеров недействительным, относятся, в частности, несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования при заочном его проведении (п. 3 ст. 50 Закона) и др. Непредоставление бюллетеней для голосования на собрании в форме совместного присутствия с точки зрения законодательства не является существенным нарушением, позволяющим признать недействительным решение собрания. И действительно, если акционер был извещен в установленном порядке о предстоящем собрании, он имел возможность явиться на собрание и проголосовать.
Акционеру в суде будет очень сложно доказать, в чем именно нарушены его права на участие в управлении обществом, почему он отказался от участия в собрании, не получив по почте бюллетень для голосования. Более того, необходимо иметь в виду, что суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру. Уставы многих акционерных обществ содержат норму, согласно которой бюллетени для голосования рассылаются лишь акционерам, обладающим определенным пакетом акций общества, как правило, 2%. В том случае, если собрание принимает формально правильное решение, то суд вряд ли его отменит на основании того, что данное решение было принято с нарушением процедуры предварительной рассылки бюллетеней для голосования по отношению к мелким акционерам.
Необходимо также иметь в виду, что недовольные акционеры могут направить свои жалобы в ФКЦБ РФ. В том случае, если федеральная комиссия по рынку ценных бумаг или ее региональные отделения квалифицируют непредоставление бюллетеней для голосования как воспрепятствование осуществлению прав инвестора со стороны эмитента, они могут применить к нарушителям ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере до 200 МРОТ, на юридических лиц в размере до 10 000 МРОТ (п. 1. ст. 12 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ).

[p]

Количество просмотров: 114





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group