На главную Карта сайта
 
Библиография Ценные бумаги

Кто я — тварь дрожащая или право имею? К вопросу об удостоверении прав на акции.



Кто я — тварь дрожащая или право имею? К вопросу об удостоверении прав на акции.

Ольга Чернега

Коллегия № 7-8, 2002


Способы удостоверения прав на акции регулируются Гражданским кодексом (далее — ГК) и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" (далее — Закон о рынке ценных бумаг). Ценная бумага легитимирует её владельца, то есть право на ценную бумагу подтверждается самой ценной бумагой (п. 1 ст. 142 ГК). В ряде случаев для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре.

Согласно ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг права владельцев на акции документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами или сертификатами и записями по счёту депо. Права владельцев на акции бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра.

Итак, права владельцев акций документарной формы выпуска удостоверяются сертификатами в том случае, если сертификаты находятся у владельцев. На основании такого сертификата владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств.

В проспекте эмиссии должно содержаться указание на порядок хранения и учёта ценных бумаг. Ст. 16 Закона о рынке ценных бумаг предусматривает две формы хранения сертификатов: обязательное и необязательное централизованное хранение. В случае обязательного централизованного хранения документарных акций право собственности на них может быть удостоверено только записями по счетам депо в депозитарии.

Помимо удостоверения права владельца на акцию, сертификат также удостоверяет права, которые закрепляет акция. В случае текстуального расхождения между сертификатом и решением о выпуске ценных бумаг текст сертификата имеет преимущественное значение. Итак, права владельца документарных акций удостоверяются сертификатом. Анализ ст. 28 и ст. 29 Закона о рынке ценных бумаг показывает также необходимость удостоверения прав на акции ещё и записью в реестре.

Очевидно, что реестр акционеров играет огромную роль в удостоверении и учёте прав и перехода прав на акции. В нём указываются сведения о каждом зарегистрированном владельце, количестве и категории (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные законодательством РФ.

Законом о рынке ценных бумаг установлено, что если число акционеров общества превышает 50, держателем реестра должен быть регистратор. Взаимоотношения эмитента и регистратора регулируются договором на ведение реестра. Договор заключается только с одним регистратором. После расторжения договора реестр должен быть передан другому регистратору или эмитенту.

Интересно, что по действующему законодательству специализированный регистратор не может по собственной инициативе расторгнуть договор и прекратить ведение реестра, если количество акционеров эмитента превышает 50. На практике это может привести к тому, что при признании эмитента банкротом его конкурсный управляющий откажется оплачивать услуги реестродержателя и заявит от имени эмитента о прекращении договора на ведение реестра. Но в соответствии с действующим законодательством регистратор прекращает ведение реестра только после подписания акта приёма-передачи системы ведения реестра с иным регистратором. В результате регистратор несёт убытки, вынужденно осуществляя ведение реестра безвозмездно (Семёнов А., Карулин С., Пополитов В. Юридические коллизии в спорах с участием специализированного регистратора. Рынок ценных бумаг. 2001, № 24, с. 52) .

Переход прав на акции в системе ведения реестра происходит на основании распоряжения о внесении записи в реестр. Реестродержатель вносит в реестр записи о переходе прав на акции при представлении передаточного распоряжения зарегистрированным лицом, передающим акции, или лицом, на лицевой счёт которого должны быть зачислены акции, или их представителями.

Регистратор вносит в реестр запись о переходе прав на акции только в случае предоставления всех необходимых документов. Несоблюдение этого требования влечёт отказ регистратора от внесения соответствующей записи в реестр и, помимо этого, может повлечь неблагоприятные последствия для эмитента и владельцев акций. Рассмотрим пример. Открытое акционерное общество скупало на баланс собственные акции. Эти сделки оформлялись договорами купли-продажи и актами приёмки-передачи. При этом передаточные распоряжения не оформлялись и, соответственно, не вносились записи в реестр. Подобной юридической небрежностью воспользовался сторонний инвестор. Он начал скупать акции по цене на порядок выше, чем предлагало общество-эмитент. Часть акционеров повторно продали свои акции. При этом были подписаны передаточные распоряжения, которые были представлены регистратору и исполнены в надлежащем порядке. Эмитент подал иск к регистратору об исключении записей из реестра акционеров, внесённых по фактам сделок с внешним инвестором. В ходе судебного заседания эмитент уточнил свои требования и просил признать недействительными записи в реестре акционеров, как акты ненормативного характера. Суд в иске отказал, указав, что в соответствии со ст. 22 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Что касается записей в реестре акционеров, то, по мнению суда, они не являются актами, спор о признании которых недействительными разрешается в соответствии с указанной статьёй АПК, поскольку согласно ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг внесение записей в реестр акционеров является действием реестродержателя, произведённым в соответствии со своими правами и обязанностями, установленными договором на ведение реестра и действующим законодательством (Семёнов А., Карулин С., Пополитов В. Юридические коллизии в спорах с участием специализированного регистратора. Рынок ценных бумаг, 2001, №24, с.51) .

Это дело иллюстрирует сложившуюся практику: суды отказывают в принятии исков о признании записей в реестре акционеров недействительными, поскольку такие записи нельзя рассматривать отдельно от сделок, на основании которых были совершены оспариваемые записи.

В подобных ситуациях целесообразно воспользоваться другими исками, например, виндикационным. Практика Высшего Арбитражного Суда РФ идёт по пути применения виндикационных исков при защите прав акционеров, утративших ценные бумаги помимо их воли как в случае с документарными ценными бумагами, так и в отношении бездокументарных ценных бумаг. Данный подход позволяет более чётко разграничивать основания требования при возможной конкуренции исков, например, об истребовании акций на основании признания недействительной сделки, по которой они были приобретены их фактическим владельцем, или в порядке виндикации (Шапкина Г.С. Некоторые вопросы применения корпоративного законодательства. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.1999, № 5, с. 91) .

На передаточном распоряжении должна стоять подпись лица, отчуждающего акции, либо лица, на счёт которого они будут зачислены, либо уполномоченного представителя этих лиц. Согласно п. 7.3 Положения о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (утверждено Постановлением ФКЦБ от 02.10.1997 № 27) регистратор вносит в реестр запись о переходе прав на акции только после сверки подписи зарегистрированного лица или его представителя. Подлинность подписи также может быть удостоверена печатью и подписью должностного лица эмитента. В последнем случае ответственность за подлинность подписи несёт эмитент. Помимо этого, подпись на передаточном распоряжении может быть гарантирована.

Согласно п. 8 Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг гарантировать подпись на передаточном распоряжении может только профессиональный участник рынка ценных бумаг, за исключением регистраторов и организаций, осуществляющих деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг). Гарантия подписи свидетельствует только подпись на передаточном распоряжении, но ни в коем случае не гарантирует действительность сделки, во исполнение которой лицо подписывает передаточное распоряжение. Гарант подписи обязуется возместить регистратору убытки, причинённые в результате признанного сторонами или судом факта подделки подписи или подписания передаточного распоряжения неуполномоченным лицом.

Гарантия подписи оформляется путём проставления на передаточном распоряжении отметки "Подпись гарантирована", полного наименования гаранта, печати гаранта, подписи сотрудника, уполномоченного гарантировать подписи, и даты выдачи гарантии.

Хотя из этого положения можно сделать вывод о том, что вопросу о гарантировании подписи изначально придаётся вспомогательное значение (Котов О. Сделки с акциями на внебиржевом рынке: проблемные вопросы. Рынок ценных бумаг, 1998, № 9,с. 74) , по нашему мнению, это всё же очень важно для самих владельцев акций, особенно бездокументарных. Их права удостоверяются только записью по лицевому счёту в реестре, и в случае внесения неправильной записи в реестр, они лишаются своих прав.

Реестродержатель совершает операции на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей только по их поручению (п. 3 ст. 8 Закона о рынке ценных бумаг). В случае списания акций со счёта по поддельным документам эта обязанность реестродержателя будет нарушена. Деятельность по ведению реестра является предпринимательской, следовательно, реестродержатель несёт ответственность независимо от наличия вины. Для защиты своих прав в случае неправомерного списания ценных бумаг реестродержателем наиболее целесообразной считается подача иска о возмещении убытков, включая упущенную выгоду (Приложение к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.04.1998, № 33. Вестник ВАС РФ,1998, № 6) .

Итак, реестродержатель совершает операции на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей только по их поручению. Таким образом, исключение записи об акционере из реестра возможно лишь при представлении документов, подтверждающих переход прав на акции, либо в случае признания в судебном порядке недействительным акта, на основании которого была внесена запись в реестр о конкретном лице, как собственнике акций, с одновременным восстановлением в реестре записи о предыдущем владельце акций () .

При наличии предусмотренных законом обстоятельств реестродержатель вправе отказать во внесении записи. Не позднее 5 дней с момента предъявления требования о внесении записи в реестр акционеров держатель реестра должен отправить лицу, требующему внесения записи, мотивированное уведомление об отказе от внесения записи.

Такой отказ может быть обжалован в суд. Судебная практика исходит из того, что при удовлетворении иска об обязании держателя реестра внести запись в реестр дата внесения записи в реестр определяется в решении суда исходя из действующего законодательства. Руководствуясь ст. 45 Закона "Об акционерных обществах" и п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.04.1997 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах", суд должен обязать реестродержателя внести запись о данном акционере с той даты, с которой она должна была быть совершена, то есть с момента окончания трёхдневного срока, установленного ст. 45 названного закона. В тех случаях, когда удовлетворен иск о признании за истцом права собственности на акции, дата внесения в реестр акционеров лица, признанного собственником акций, определяется датой вступления соответствующего решения суда в законную силу.

Учётная инфраструктура российского рынка ценных бумаг может быть классифицирована, как двухуровневая. Первый уровень — регистраторы и уполномоченные депозитарии. Второй уровень — депозитарии. Акции любой формы выпуска могут быть переданы на хранение в депозитарий.

Согласно ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг под депозитарной деятельностью понимается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учёту и переходу прав на ценные бумаги. Из этого определения явствует, что основной функцией депозитария является хранение ценных бумаг.

Отношения между депозитарием и акционерным обществом определяются заключаемым ими депозитарным договором (договор о счёте депо). В настоящее время в России действуют небанковские расчётные депозитарии, обслуживающие обороты торговых систем, и клиентские депозитарии, призванные удовлетворить спрос клиентов на широкий спектр услуг, которые расчётный депозитарий не может им предоставить в силу своей узкой специализации.

Изначально разделения депозитариев по функциям не предусматривалось. Они существовали, как единые институты, выполнявшие как расчётные, так и кастодиальные функции. Однако принятие Центральным банком РФ и ФКЦБ России совместного Положения "Об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчётному обслуживанию", утверждённого Постановлением ФКЦБ РФ № 3 от 20.01.1998 г. и Положением ЦБ РФ № 16–П от 22.01.1998 г., ввело понятие расчётного депозитария, исключив из их числа банки, которые в целях управления собственной ликвидностью должны проводить дилерские операции. С момента вступления в силу данного Положения банковские депозитарии стали классифицироваться, как клиентские.

Тем не менее, введя понятие расчётного депозитария, разработчики Положения не определили в нём понятие "клиентский депозитарий". Соответственно, не было введено ограничений на совмещение деятельности теми и другими. Естественным следствием этого стало исполнение расчётными депозитариями и клиентских функций (См. Соловьёв Д. Перспективы развития инфраструктуры рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг, 1999, № 6, с. 68).

С самого появления в России рынка ценных бумаг между юристами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг идёт спор о том, кому — регистраторам или депозитариям — должна принадлежать главенствующая роль в учёте прав на ценные бумаги. В качестве примера приводится опыт других стран. Так, в США широкое развитие получил институт регистраторов, тогда как во Франции все акции дематериализованы и хранятся в централизованном депозитарии. Характерно, что регистраторы играют большую роль и в Англии, где функционирует централизованная регистрационная система CREST. Таким образом, ведущая роль регистраторов характерна, скорее, для стран англо-саксонской системы права. Но при этом не следует забывать, что в Англии основная масса реестров акционерных обществ хранится в банках. Из опыта наших соседей интересна ситуация на Украине, где после кризиса 1998 г. был создан централизованный депозитарий. Там учитываются все бездокументарные выпуски ценных бумаг. Документарные выпуски обслуживаются у регистраторов, число которых после кризиса значительно сократилось.

На основании действующего российского законодательства можно сделать вывод, что реестр акционеров является основным инструментом по учёту прав акционеров на акции независимо от формы выпуска. Кроме того, как уже упоминалось выше, депозитарий должен быть зарегистрирован в реестре акционеров в качестве номинального держателя. Таким образом, реестр имеет большее значение по сравнению с учётной системой депозитария.

Высказывается даже мнение об отсутствии необходимости в деятельности депозитария, поскольку она дублирует деятельность по ведению реестра. Однако сферы действия этих профессиональных участников рынка ценных бумаг всё же различаются. Основной услугой депозитария является ответственное хранение. Его главная задача — это иммобилизация сертификатов ценных бумаг с целью упрощения и ускорения процесса их обращения.

Высказывалось также мнение, что деятельность депозитария должна быть ограничена оказанием услуг профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Данная точка зрения подтверждается мировой практикой публичного размещения ценных бумаг (Башкинскас В.Ю., Дедов Д.И., Карелина С.А. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ. 1999, с. 236.) . И действительно, у нас в стране сейчас действуют расчётные депозитарии, которые как раз и обслуживают профессиональных участников рынка ценных бумаг, но вместе с тем большую роль играют и клиентские депозитарии, занимающиеся предоставлением услуг для широкого круга лиц, не специализирующихся на финансовых операциях. При этом ожидается обострение конкуренции между расчётными депозитариями и крупнейшими регистраторами. Более того, существует предположение, что с переходом ценных бумаг к крупным клиентам роль регистраторов должна понизиться (Со временем в России возникнет единая депозитарная система. Интервью с начальником отдела контроля за инфраструктурной деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках ЦБ РФ Борисом Черкасским. Рынок ценных бумаг, 1998, № 9, с. 56).

[p]


Количество просмотров: 48





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group