Согласование бизнес-решений с антимонопольными органами.
Согласование бизнес-решений с антимонопольными органами
Коммерческие организации обязаны обращаться в антимонопольные органы для получения специального разрешения на совершение тех или иных сделок, например покупку крупного пакета акций. Если это требование закона будет ими проигнорировано, антимонопольное ведомство имеет право не только оштрафовать нарушителя, но и ходатайствовать перед судом о признании сделки недействительной.
Государственный контроль со стороны Министерства антимонопольной политики (МАП) над работой субъектов предпринимательской деятельности осуществляется по двум основным направлениям:
· контроль над созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц:
o создание, слияние или присоединение объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
o слияние или присоединение коммерческих организаций, если суммарная балансовая стоимость их активов превышает 100 тыс. МРОТ;
o ликвидация либо разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, у которых размер активов по балансу превышает 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке соответствующего товара будет превышать 35%1.
· контроль над получением доступа к управлению хозяйственными обществами.
Союзы и ассоциации
Как правило, союзы и ассоциации создаются для представления интересов и координации деятельности компаний, работающих в определенной сфере, на определенном сегменте рынка, например Российская ассоциация туристических агентств.
Антимонопольное законодательство распространяется только на союзы коммерческих организаций, поэтому разрешения не требуется, если происходит создание (слияние или присоединение) объединения, в которое войдут только физические лица либо некоммерческие организации (фонды, общественные объединения).
Пример. В территориальное управление МАП поступило ходатайство от ведущих предпринимателей региона. В нем содержалась просьба дать согласие на создание Ассоциации промышленников области. Однако антимонопольное ведомство отказалось рассматривать указанную просьбу, указав, что для создания подобной ассоциации согласия МАП не требуется. Такое решение было принято, потому что учредителями ассоциации выступали физические лица, хотя они были не только генеральными директорами, но и собственниками пакетов акций крупных промышленных предприятий региона.
При создании объединений коммерческих организаций документы направляют в уполномоченный орган по местонахождению будущего союза. Например, если создаваемая ассоциация будет находиться в Самаре, то ходатайство подается именно в Cамарское территориальное управление МАП. Из этого правила есть исключения: если в состав объединения входят предприятия, расположенные более чем в пяти субъектах РФ, или в числе участников ассоциации или союза есть иностранные юридические лица, то ходатайство направляют в федеральное антимонопольное ведомство (МАП РФ).
Ходатайство должно быть подписано соответствующими органами управления тех юридических лиц, которые входят в данное объединение. Решение об участии конкретного хозяйственного общества в объединении коммерческих организаций принимается общим собранием акционеров (участников). Это право нельзя делегировать ни Совету директоров, ни исполнительному органу. Генеральный директор на основании решения общего собрания акционеров (участников) подписывает учредительный договор о создании союза, его Устав и ходатайство в антимонопольное ведомство о том, чтобы было дано соответствующее разрешение.
К ходатайству прилагается большой набор документов:
· копии решений коммерческих организаций о создании (слиянии или присоединении) объединения;
· документ, обосновывающий цель создания объединения коммерческих организаций;
· утвержденный членами союза или ассоциации Устав и подписанный ими учредительный договор;
· перечень имущества, передаваемого союзу или ассоциации его членами, и условия передачи имущества (в том числе денежных средств);
· копии учредительных документов и свидетельства о регистрации членов объединения;
· перечень основных видов продукции (работ, услуг), поставляемой на товарный рынок, и их объемы (отдельно по каждому участнику объединения).
Антимонопольное ведомство вправе потребовать от участников ассоциации или союза любую дополнительную информацию.
По результатам рассмотрения поданного ходатайства управление МАП либо удовлетворяет просьбу о создании (слиянии или присоединении) объединения коммерческих организаций, либо отклоняет ходатайство, подробно обосновывая свое решение.
Слияние и присоединение
Многие компании для расширения своей деятельности используют такие способы, как слияние (объединение двух коммерческих организаций в одну) и присоединение (поглощение одним предприятием другого).
Слияние или присоединение коммерческих организаций осуществляется при наличии предварительного согласия антимонопольного органа, если суммарная балансовая стоимость их активов превышает 100 тыс. МРОТ.
Важно правильно определить антимонопольный орган, в который следует направить документы. Если сумма активов по балансам коммерческих организаций составляет меньше 10 млн. МРОТ, то ходатайство подается в антимонопольный орган по местонахождению вновь создаваемого юридического лица либо по местонахождению реорганизуемого общества. Если сумма активов превышает 10 млн. МРОТ, ходатайство направляется непосредственно в МАП РФ.
Стоимость активов определяется на основании данных последних бухгалтерских балансов юридических лиц, а размер МРОТ — на дату подачи ходатайства.
К стандартному набору документов, которые необходимо представить, прилагаются документы с указанием лиц, контролирующих реорганизуемые предприятия, и лиц, контролируемых этим обществом.
Ликвидация и разделение (выделение)
Антимонопольные органы осуществляют контроль не только за частными компаниями, но и за государственными и муниципальными предприятиями, например, если при ликвидации или разделении (выделении) подобных фирм появляется новый хозяйствующий субъект, доля которого на рынке будет превышать 35%, при этом размер активов по балансам предприятий должен превышать 50 тыс. МРОТ. В настоящее время данный вид антимонопольного контроля используется достаточно редко, хотя в период тотальной приватизации применялся широко.
Уведомление антимонопольного органа
В ряде случаев предварительного согласия антимонопольного ведомства не требуется, но уведомление о каком-то свершившемся факте является обязательным.
Так, необходимо уведомить антимонопольный орган, если в результате слияния и присоединения коммерческих организаций суммарная стоимость активов составила от 50 до 100 тыс. МРОТ или если создана коммерческая организация и стоимость активов ее учредителей превышает 100 тыс. МРОТ.
Многие компании, учреждая дочерние общества, «забывают» об обязанности уведомить антимонопольное ведомство. В результате на них налагаются денежные штрафы до 5 тыс. МРОТ.
Приобретение акций (долей) — когда необходимо разрешение
Разрешение антимонопольного органа необходимо:
· если одно или несколько юридических (физических) лиц примут решение приобрести более 20% голосующих акций (долей) хозяйственного общества и при этом общая стоимость активов всех этих лиц превысит 100 тыс. МРОТ;
· если один из приобретателей либо общество, акции (доли) которого приобретаются, внесено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%» (далее — «Реестр»)2;
· при покупке пакета намного меньше 20%, если с уже имеющимися у приобретателей акциями (долями) их конечное число превысит 20%.
Предварительное согласие антимонопольного органа на приобретение акций хозяйственного общества с правом голоса необходимо и в случаях, когда приобретатель уже имеет в своем распоряжении более 20% таких акций. Но это положение учитывается не всеми.
Пример. Общество приобрело 23% голосующих акций другого предприятия. На эту сделку было получено согласие антимонопольного органа. В дальнейшем менеджеры компании предположили, что для преодоления 20%-ного барьера согласие МАП достаточно получить только один раз. Позднее общество выкупило еще некоторое количество голосующих акций того же предприятия, но уже без нужного согласования. По итогам этой сделки антимонопольный орган наложил на покупателя штраф за приобретение акций хозяйственного общества, включенного в Реестр, без предварительного согласия антимонопольного органа.
В законе предусмотрено, что приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа, если:
· покупатель получает право распоряжаться более чем 20% этих акций (долей);
· общество, чьи акции приобретаются, включено в Реестр.
Поэтому согласие является обязательным и в тех случаях, когда лицо уже имело в своем распоряжении 20% голосующих акций хозяйственного общества на момент совершения сделки по приобретению дополнительного количества акций. Причем согласие необходимо на каждую сделку по приращению, если результат превышает квоту, ранее согласованную данным приобретателем с антимонопольным органом.
Приобретение основных производственных средств и нематериальных активов
Как и в предыдущем случае, схожий порядок получения разрешения применяется, когда вместо акций (долей) выступают основные производственные средства и нематериальные активы предприятия. При этом разрешение антимонопольного органа требуется не только при покупке имущества, но и при сдаче его в аренду.
Действующее законодательство предоставляет лазейку для тех, кто не хочет согласовывать продажу или сдачу в аренду основных производственных средств и нематериальных активов: если получателем указанного имущества будет выступать не юридическое лицо и не частный предприниматель, а обыкновенный гражданин, то обращаться в антимонопольный орган не обязательно.
Пример. Известен случай, произошедший на одном промышленном предприятии. Генеральный директор завода узнал, что на ближайшем заседании Совета директоров будет рассмотрен вопрос о его досрочном освобождении от занимаемой должности. Разумеется, директор захотел отомстить акционерам компании, в чьих интересах действовал Совет. Наиболее эффективным способом могло бы стать отчуждение наиболее ценного актива общества — уникальной производственной линии. Стоимость данного имущества не превышала 25% от балансовой стоимости активов компании (наиболее ценным в структуре баланса выступало недвижимое имущество, но фактически оно стоило намного меньше указанного оборудования). Директор на основании положений Устава и закона имел право самостоятельно продать линию без разрешения Совета директоров, т.к. данная сделка не требовала их одобрения. Однако возникла проблема с получением разрешения антимонопольного ведомства, ведь только срок, отведенный для рассмотрения ходатайства, равен одному месяцу. За это время мог официально вступить в должность новый директор общества, который не станет продавать жизненно важную для завода линию.
Выходом из сложившейся ситуации стала продажа оборудования физическому лицу, ведь в этом случае разрешения антимонопольного органа не требуется. В качестве покупателя выступил доверенный друг директора, который не являлся частным предпринимателем. Таким образом, прежний директор не только проучил акционеров компании, но и смог успешно начать свой собственный бизнес, практически не испытывая конкуренции со стороны своего бывшего работодателя.
Если нет времени на согласование
Зачастую возникают ситуации, когда необходимо срочно заключить сделку и приобрести пакет акций определенной компании, но у покупателей нет времени на согласование в антимонопольном ведомстве. В качестве выхода из подобной ситуации можно посоветовать следующие схемы:
· приобретаемый пакет акций делится таким образом, чтобы каждая доля не превышала 20%. Затем доли продаются нескольким доверенным физическим лицам. Упомянутые граждане не должны занимать руководящие посты либо являться родственниками топ-менеджеров компаний, участвующих в сделке. После этого в антимонопольный орган подается ходатайство с просьбой разрешить приобретение сформированных ранее пакетов акций у акционеров–физических лиц. По получении соответствующего разрешения компания аккумулирует у себя весь пакет акций;
· компания приобретает у продавца весь пакет акций, несмотря на отсутствие разрешения антимонопольного ведомства. После этого в территориальное управление МАП направляются соответствующие документы, извещающие о заключении сделки. Скорее всего антимонопольный орган не станет оспаривать совершенную сделку, а ограничится наложением штрафа на нарушителя.
Инструмент получения контроля над предприятием
Получить доступ к управлению компанией можно не только приобретая его доли или акции. Наиболее распространенный способ — заключение договоров, которые позволяют определять условия деятельности общества либо осуществлять функции его исполнительного органа. Например, заключаются договоры поручения, о совместной деятельности, об управлении. В деловой практике чаще всего встречаются именно договоры управления, по которым функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества передаются сторонней управляющей компании.
Многие предприниматели не уделяют должного внимания соблюдению антимонопольных правил при осуществлении такого управления другими компаниями.
Пример. ЗАО приобрело 80% голосующих акций крупного промышленного предприятия — ОАО. На эту сделку заранее было получено разрешение антимонопольного органа. Впоследствии общее собрание акционеров ОАО приняло решение о передаче функций единоличного исполнительного органа новому собственнику — ЗАО. На основании этого решения между двумя организациями был заключен договор об управлении. Однако новоявленная управляющая компания — ЗАО — не обратилась в территориальное управление МАП за соответствующим разрешением.
ЗАО получило разрешение только на приобретение пакета акций, в то время как на заключение договора об управлении санкции никто не давал. На основании этого антимонопольный орган обратился в арбитражный суд региона с требованием признать недействительным заключенный договор об управлении. Суд удовлетворил иск. Подобное решение не только нанесло существенный материальный ущерб обеим компаниям и их контрагентам, но и негативно отразилось на их деловой репутации.
Разрешение антимонопольного органа приобретает особое значение в ходе ведения так называемых «корпоративных войн», когда за контроль над предприятием борются несколько групп акционеров. В подобных случаях ключевую роль приобретает именно антимонопольное ведомство, от решения которого напрямую зависит, в чьих руках окажется компания.
Пример. В качестве иллюстрации можно привести случай, произошедший два года назад в одном из регионов России. Две группы акционеров пытались аккумулировать в своих руках контрольный пакет акций одного крупного машиностроительного предприятия. При этом у группы «А» оказалось 35% акций, а под контролем группы «Б» — 30%. Успешно проведя переговоры с владельцем 10% акций компании, группа «Б» приобрела указанный пакет (все акции покупались на одно юридическое лицо). Благодаря данной сделке группе «Б» не только удалось провести своих кандидатов в Совет директоров предприятия, но и избрать подконтрольного генерального директора, что фактически означало получение полного контроля над компанией.
Казалось бы, ситуация очевидна. Однако юристы противоположной группы акционеров выяснили, что в ходе приобретения 10% пакета акций не был соблюден порядок получения разрешения от антимонопольного органа, что коренным образом могло изменить соотношение сил в структуре акционерного капитала.
Воспользовавшись досадным промахом конкурентов, акционеры группы «А» направили письмо в региональное управление МАП РФ, в котором сообщили о допущенном нарушении законодательства. Разумеется, антимонопольное ведомство могло ограничиться небольшим штрафом в адрес нарушителя. Однако в результате активной деятельности группы «А» был подан иск от имени данного государственного органа с требованием признать сделку недействительной.
Суд согласился с доводами МАП, тем самым группа «Б» лишилась своего контроля над предприятием. Спорный пакет акций был возвращен прежнему владельцу, который затем продал его уже группе «А».
МАП и управленцы
Антимонопольное ведомство контролирует и вхождение физических лиц в число органов управления хозяйственных обществ. В частности, в течение 15 дней с момента вхождения (избрания) физического лица в исполнительные органы, Советы директоров двух и более хозяйствующих субъектов следует в обязательном порядке уведомить территориальное управление МАП. Но такое уведомление необходимо только в том случае, если суммарная балансовая стоимость активов этих обществ превышает 50 тыс. МРОТ.
Вопросы и ответы
Можно ли оспорить принятое решение территориального управления МАП об отказе удовлетворить ходатайства о приобретении крупного пакета акций хозяйственного общества?
В случае получения отказа юридические лица вправе обжаловать такое решение в арбитражном суде, а физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, — в суде общей юрисдикции. Вынесенное решение может быть оспорено только в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Каков размер платы за рассмотрение антимонопольными органами ходатайств и уведомлений?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.09.97 г. «Об увеличении платы за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством», стоимость рассмотрения ходатайства равна 150 МРОТ на день подачи ходатайства, т.е. 15 тыс. руб. За подачу уведомлений плата не взимается.
При рассмотрении ходатайства антимонопольный орган потребовал от хозяйственного общества предоставить сведения, являющиеся коммерческой тайной. Вправе ли компания отказаться от предоставления указанных сведений?
Согласно Приказу МАП РФ №276 от 13.08.99 г. коммерческая тайна в составе требуемой информации не может служить основанием отказа в ее предоставлении антимонопольным органам. Для того чтобы сотрудники антимонопольного ведомства более ответственно отнеслись к получаемым сведениям, следует подавать информацию, составляющую коммерческую тайну, в отдельной обложке с обязательной пометкой «коммерческая тайна». Если указанные сведения будут впоследствии разглашены, компания вправе обратиться в суд о взыскании с сотрудников антимонопольного ведомства причиненных таким разглашением убытков.
Будет ли рассмотрено ходатайство, по ошибке направленное в антимонопольный орган, не имеющий полномочий рассматривать ходатайство?
Нет, такое ходатайство не будет рассмотрено, т.к. согласно Приказу МАП РФ «направление заявителем ходатайств и уведомлений в территориальные управления МАП России, не имеющие полномочий по их рассмотрению…, считается непредставлением ходатайств или уведомлений».
С какого момента лицо становится владельцем приобретаемого им пакета акций и, следовательно, может быть оштрафовано антимонопольным органом за несоблюдение порядка предварительного согласования?
Согласно ст.29 ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» приобретатель акций получает возможность осуществлять права голоса, воплощенные в этих акциях, только после внесения приходной записи:
· по счету депо приобретателя (в случае учета прав на ценные бумаги у депозитария);
· по лицевому счету приобретателя (в случае учета прав на ценные бумаги у реестродержателя).
Поэтому если установлено нарушение закона, то требуется наличие факта заключения договора купли-продажи, залога, доверительного управления и др. в совокупности с осуществлением операции по внесению в реестр акционеров.
Коммерческая организация планомерно скупает акции и не в состоянии спрогнозировать, сколько акций в конечном итоге окажется в ее собственности. Возможно ли в данном случае получить разрешение на приобретение крупного пакета акций, например 75%, а впоследствии скупить только 51%?
Лицо, получившее разрешение антимонопольных органов на покупку пакета акций какого-либо хозяйственного общества, не обязано приобретать указанные акции в полном объеме, а может приобрести их поэтапно. При этом согласования каждой сделки не требуется до тех пор, пока не будет сформирован пакет акций, указанный в разрешении антимонопольных органов.
Существует ли особый порядок получения разрешений от антимонопольных органов со стороны кредитных организаций?
Согласно письму МАП РФ от 18.02.02 г. №АК/2362 кредитные организации вне зависимости от размера их уставного капитала должны обращаться в МАП России с ходатайствами о получении предварительного согласия на совершение следующих сделок:
· приобретение юридическим или физическим лицом (группой лиц), в том числе на основании договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности, договора поручения или иным образом, права, позволяющего определять условия осуществления кредитной организацией предпринимательской деятельности;
· создание кредитной организации;
· слияние и присоединение кредитных организаций;
· изменение величины уставного капитала, в том числе при выпуске ценных бумаг.
1 Исключения — случаи, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.
2 Подобные реестры ведутся территориальными управлениями МАП и содержат сведения о региональных рынках. Информацию о федеральных рынках собирает министерство.
Количество просмотров: 128
|