На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Корпоративное управление - жизнь по новым правилам


КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ – ЖИЗНЬ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ


Преамбула
Данная статья является попыткой представить в более-менее систематизированном виде поправки к закону “Об акционерных обществах”. Главная цель – после прочтения должна остаться “разложенная по полочкам” картина изменений и дополнений в сжатом виде. Безусловно, автор не претендует на всеобъемлющее изложение и согласен с тем, что изложенная точка зрения не является догмой. Статья по мере возможности не носит пространных рассуждений, анализируются изменения, как факты. Данный материал скорее направлен на тех, кто “хочет быть в курсе”, но не имеет времени, возможности и (или) желания “копаться” самому.
Автор будет признателен за направленные отклики.

Внесение изменений и дополнений (далее – поправки) в Федеральный закон “Об акционерных обществах” (далее – Закон) назрело уже давно. Стоит сказать, что плотная работа над ними велась более двух лет, была создана согласительная комиссия. В результате в Законе появились практически революционные нормы, которые направлены, прежде всего, на защиту прав акционеров, а также на совершенствование юридической формы самого Закона. Ведь зачастую неясность изложения некоторых статей не давала возможности четко толковать то или иное положение. Теперь многие противоречивые положения устранены. Таким образом, поправки вполне заслужено можно назвать значительным событием в законодательной сфере и сфере корпоративного права, в частности. Этого события давно ждали.
Прежде всего, хотелось бы сказать о видах внесенных поправок. По мнению автора, они делятся на следующие типы и категории:
1. Редакционные поправки
1.1. Стилистические
1.2. Грамматические
1.3. Смысловые
2. Новеллы
2.1. Усовершенствования
2.2. Новые положения и нормы
Например, к грамматическим поправкам можно отнести следующую: везде по тексту Закона бывшее наименование заменено более универсальным - “федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг”. К числу смысловых поправок можно, к примеру, отнести изменение написания статьи “Наименование и место нахождения общества” на Фирменное наименование и место нахождения общества” или, к примеру, определение “независимого директора” для целей одобрения сделки, в которой имеется заинтересованность. Стилистические правки заключаются в более рациональном изложении некоторых абзацев, частей и даже статей Закона.
Разумеется, что самыми главными типами поправок являются новеллы. Для нашего рассмотрения они представляют наибольший интерес. К числу усовершенствований можно причислить необходимые и насущные добавления. Например, в ст.1 внесено дополнение, заключающееся в том, что Закон распространяется не только на процесс создания акционерных обществ, но и на реорганизацию и ликвидацию. Наконец, самое главное в Законе - новые положения – это принципиально новые нормы. В качестве примера можно привести появившуюся возможность АО преобразоваться в некоммерческое партнерство.
Для более полного уяснения различий “нового” Закона от “старого” приведем краткое изложение внесенных редакционных поправок. Перечень новелл произведем совместно с их анализом.
Что нового появилось в Законе с точки зрения редакционных поправок? Приведем некоторые основные повторяющиеся дополнения.
1) Применен термин “Фирменное” наименование”;
2) Везде по тексту упоминается “Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг”;
3) Применяется понятие “золотая акция” применительно к специальному праву на участие Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в управлении обществом;
4) Закон использует термин “эмиссионная ценная бумага”. Такие бумаги могут конвертироваться в акции; необходимо заметить, что кое-где законодатель попросту забыл о внесении данного изменения.
5) В Законе больше нет понятия “чрезвычайное” общее собрание акционеров;
6) Появился новый термин “временный единоличный исполнительный орган”;
7) В новой редакции Закона общее собрание акционеров и совет директоров не совершают, а “одобряют” сделки. Также общее собрание “принимает решение” об участии в холдингах, ФПГ, иных объединения коммерческих организаций;
8) При определении компетенции органов управления везде по тексту Закона удалено слово “исключительная”;
9) По тексту Закона произведено уточнение, что сделка (сделки) может быть признана недействительной “по иску общества или акционера”.
Также, одной из важных смысловых поправок является изменение в Законе статьи о списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Вместо паспортных данных в списке должны находиться данные, “необходимые для его идентификации”.

Как уже указывалось, Закон в новой редакции включает массу новелл, которые принципиально меняют некоторые устоявшиеся представления, механизмы и нормы. Для более последовательного изложения и легкости понимания приведем анализ новелл по главам. Автор считает целесообразным изложить наиболее существенные на его взгляд изменения и дополнения в Закон. Итак.

Глава I. Общие положения
Независимо от типа общества, закрытое оно или открытое, теперь акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. Данная поправка придает правовому статусу акционера больше степеней свободы, что отвечает правовой природе акционерного общества, как организационно-правовой формы. Корпоративный принцип возобладал над волевым аспектом, - право голоса имеют не акционеры, а акции.
Существенным дополнением является положение, согласно которому до оплаты 50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества. Таким образом, Закон устанавливает заслон перед недобросовестными учредителями и самими обществами. Общество не сможет заключить ни одной сделки (включая мнимые и притворные) до тех пор, пока учредители не оплатят 50 процентов акций.
Следующим немаловажным моментом из общих положений является отмена преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами открытого акционерного общества. Данная поправка устанавливает равенство между всеми лицами, которые могут быть участниками открытого акционерного общества, что отвечает принципу открытости общества. Думается, что внесенная поправка создаст режим наибольшего благоприятствования для развития фондового рынка, в т.ч. и его регионального сегмента. Существовавшая норма формально лишь тормозила скорость проведения сделок с акциями открытых акционерных обществ.

Глава II. Учреждение, реорганизация и ликвидация общества
В новой редакции внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества. На первый взгляд кажущаяся несущественной данная новелла позволит акционерному обществу быстрее развиваться. Создание подразделений – это, по сути, вопрос текущей деятельности, требующий определенной оперативности. К примеру, коммерческий банк с целью сохранения конкурентных преимуществ нуждается в открытии филиала в необходимом месте. Неужели для этого необходимо решение общего собрания, принятое квалифицированным большинством? По мнению автора, это нецелесообразно. Думается, что данное дополнение в Закон достаточно оправданно.
В процессе деятельности акционерных обществ зачастую практиковались случаи, когда существенные факты, как-то реорганизация или ликвидация, становились известны кредиторам в самую последнюю очередь либо вообще post factum. В соответствии с внесенными поправками государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке. Надо полагать, что подобными доказательствами могут быть, к примеру, квитанции почтамта об отсылке заказных писем и копии самих писем. Кроме того, для устранения всех вопросов со стороны регистрирующих органов общество вправе составить реестр кредиторов на основании текущей бухгалтерской документации (либо очередного квартального бухгалтерского отчета) и заверить его печатью и подписями директора и главного бухгалтера. Кроме того, необходимо предъявить публикацию в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, содержащим сообщение о принятом решении.
Существенным новшеством в сфере защиты прав акционеров стало право каждого акционера реорганизуемого общества, голосовавшего против или не принимавшего участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения либо выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. Данное положение являются достаточно сильным защитным фактором на пути недобросовестных мажоритарных акционеров.
В новой редакции Закона общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. Ранее оно могло преобразоваться только в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив. Думается, что возможность преобразования в некоммерческое партнерство была законодателем просто упущена. Многие нормы о некоммерческом партнерстве, по сути, аналогичны нормам акционерного общества, за исключением некоммерческого характера деятельности. Таким образом, акционеры, становясь участниками некоммерческого партнерства, не могут рассчитывать на получение дивиденда, однако могут участвовать в управлении организацией для достижения уставных целей. Так же, как и в акционерном обществе, в некоммерческом партнерстве высшим органом управления является общее собрание, основные вопросы компетенции которого во многом совпадают с вопросами компетенции общего собрания акционеров. После ликвидации некоммерческого партнерства его участники, так же, как и акционеры, вправе рассчитывать на часть оставшегося имущества либо его денежный эквивалент. Одно из главных различий, кроме правового статуса, между акционерным обществом и некоммерческим партнерством заключается в том, что участник некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами некоммерческого партнерства. Следует указать, что законодатель не произвел встречной поправки в Законе “О некоммерческих организациях”, ст.13 п.1 которого гласит, что некоммерческая организация может быть создана либо в результате ее учреждения, либо в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. В связи с этим могут возникнуть проблемы при регистрации некоммерческого партнерства, образовавшегося в результате преобразования акционерного общества. Поэтому до внесения соответствующей поправки в законодательство автор не рекомендует использовать данную форму преобразования.

Глава III. Уставный капитал общества. Акции, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества. Чистые активы общества
Одной из самых революционных новелл, появившихся в Законе, является норма об обороте дробных акций. Хотелось бы напомнить, что с дробными акциями было связано достаточно большое количество нарушений, связанных с вытеснением мелких и средних акционеров, по сути, с лишением их собственности. В частности, слишком много злоупотреблений было связано с проведением консолидации акций. Так, на Волгоградском заводе буровой техники акционер, владевший 40 процентами акций, при “помощи” проведенной консолидации “выбыл” из реестра акционеров. Консолидация и дробные акции использовались как инструмент борьбы с неугодными и миноритарными акционерами. Надо признать, что такое положение противоречило ст.35 Конституции РФ, которая гласит, что “никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда”.
В настоящий момент Закон дополнен достаточно четкой поправкой в отношении дробных акций. Во-первых, определены случаи, в результате которых они могут образовываться. К ним относятся:
- осуществление преимущественного права на приобретение дополнительных акций;
- осуществление преимущественного права на приобретение акций, продаваемых в закрытом акционерном обществе;
- консолидация акций.
Во-вторых, дробная акция предоставляет акционеру - ее владельцу права, предоставляемые акцией соответствующей категории (типа), в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет. Увеличение уставного капитала общества за счет его имущества путем размещения дополнительных акций, в результате которого образуются дробные акции, не допускается. Также дробные акции обращаются наравне с целыми. Таким образом, в результате консолидации, общество не обязано выкупать дробные акции, а акционеры – продавать их, т.е. лишаться собственности в результате решения других лиц. И, в-третьих, (и это самое главное) дробные акции могут суммироваться. В случае если суммирование производится для целей отражения в уставе общества, количество размещенных акций может выражаться дробным числом. Хотелось бы обратить внимание на то, что дробная акция предоставляет права части целой акции, поэтому выше и было указано на приоритетность дополнения о возможности суммирования дробных акций. Принцип голосования на общем собрании акционеров “одна голосующая акция – один голос” не может быть нарушен априори, иначе это уже будет не акционерное общество. Таким образом, есть основания предполагать, что в скором времени появиться такой род занятий (особенно среди гринмейлеров Термин происходит от greenmail (англ.), что дословно означает “зеленый (долларовый) шантаж”, - покупка и последующая продажа большого количества акций компании, которая является объектом враждебного поглощения.), как собирательство дробных акций, учитывая тот факт, что для голосования на собрании необходимо либо объединение акционеров с дробными акциями, либо само объединение дробных акций в “одних руках”. Последнее сделать легче.
Важной вехой на пути защиты прав акционеров явилась также поправка о том, что общество не вправе принимать решения об изменения прав, предоставляемых акциями, в которые могут быть конвертированы размещенные обществом ценные бумаги. В старой редакции такое решение можно было провести, заручившись согласием владельцев этих ценных бумаг. Теперь это невозможно, независимо от согласия или несогласия владельца. Данное дополнение уменьшило еще одну возможность оказания давления на мелких акционеров с целью концентрации власти в обществе.
Важным редакционным уточнением стала норма об увеличении уставного капитала. В новом варианте указано совершенно однозначно, что увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется только за счет имущества общества. Данное дополнение привело Закон в соответствие со стандартами ФКЦБ.
При увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций ни один акционер не должен быть лишен права на приобретение размещаемых акций. Дополнительные акции должны распределяться среди всех акционеров в пропорциональном соотношении с ранее принадлежавшими акциями.
Защита кредиторов, помимо случаев реорганизации общества, предусмотрена и в случае уменьшения уставного капитала. Государственная регистрация уменьшения уставного капитала теперь будет возможна только при наличии доказательств уведомления кредиторов в установленном порядке. Как его осуществить на практике, указывалось выше.
Также существенным моментом в защите прав акционеров и самого общества стала поправка, согласно которой не допускается конвертация обыкновенных акций в привилегированные акции, облигации и иные ценные бумаги. В результате такой конвертации могут произойти события, которые негативно повлияют на имущественное положение общества за счет необходимости обязательной выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Кроме того, в результате такой конвертации может быть превышен допустимый предел размещенных привилегированных акций. И, наконец, в результате подобного решения некоторые акционеры могут быть лишены права голоса на общем собрании, что недопустимо.
Дополнительным подспорьем для облегчения начала деятельности акционерного общества стало положение о том, что 50 процентов акций при учреждении общества должны быть оплачены в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Существовавшее ранее положение создавало достаточно обременительные проблемы, - указанные 50 процентов необходимо было оплатить до момента регистрации.
Оплата иных эмиссионных ценных бумаг общества возможна только деньгами.

Глава IV. Размещение обществом акций и иных эмиссионных ценных бумаг
Принципиальным редакционным новшеством в Законе стало определение, что размещение дополнительных акций и иных эмиссионных ценных бумаг может производится как посредством подписки, так и конвертации. Безусловно, это подразумевалось и в старой редакции, однако новая редакция гораздо лаконичнее.
По размещению обществом посредством открытой подписки обыкновенных акций или эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, сохранились правила совершения крупной сделки. Для ее совершения необходимо три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Уставом по такой сделке может быть предусмотрено и большее количество голосов.

Глава V. Дивиденды общества
Чрезвычайно важной новеллой, защищающей права акционеров, стала норма, устанавливающая четкий срок на выплату дивидендов – 60 дней со дня принятия решения об их выплате. Однако, устав общества или общее собрание могут устанавливать иные сроки. Между тем, внесенная поправка придает данному вопросу гораздо большую определенность.

Глава VI. Реестр акционеров общества
Одной из главных новелл Закона стала норма о том, что в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор. По этому положению давно велись споры. Возобладало мнение, что у открытого акционерного общества должен быть “открытый” реестр. Напомним, что 50 акционеров – это порог между закрытым и открытым АО. С ведением реестра также были связаны нарушения прав акционеров, выражающиеся в элементарном вычеркивании из списка мелких и неугодных акционеров. Как говорят в таких случаях – “своя рука владыка”. Надо полагать, что с передачей ведения реестра независимому регистратору порядка станет намного больше, учитывая то обстоятельство, что их деятельность контролируется ФКЦБ и является лицензируемой.

Глава VII. Общее собрание акционеров
По общему собранию акционеров внесено достаточно большое количество поправок и многие из них носят принципиальный характер, очень важны для нормальной деятельности общества.
Новая редакция Закона с уверенностью позволяет говорить о том, что повестка дня общего собрания в минимальном объеме всегда будет сформирована и вынесена на обсуждение. В старой редакции формулировка была весьма расплывчатой и позволяла проигнорировать вопросы первостепенной важности по включению в повестку дня. В данный момент Закон совершенно четко определяет, что вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года должны решаться на годовом общем собрании и обязательно включены в повестку дня. Согласно новой норме общее собрание с такими вопросами не может проводится в заочной форме.
Наконец-то решен вопрос по обществам с акционером – единственным лицом. В обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. Таким образом, на основании данной нормы акционер оформляет не протокол, а решение, содержащее суть вопросов, и собственноручно его подписывает. При этом следует указать, что вопросы, обязательные к рассмотрению общим собранием акционеров, указанные выше, должны быть обязательно указаны в решении единственного акционера. Решение должно быть принято в сроки, указанные Законом для проведения общего собрания акционеров.
По вопросам компетенции общего собрания акционеров произошли следующие изменения:
- удален вопрос принятии решения о неприменении преимущественного права акционера на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции. Это сделано в связи с тем, что теперь преимущественное право является императивной нормой и не зависит от записи в уставе. Причем, количество акций, приобретаемых в порядке преимущественного права, определяется пропорционально количеству принадлежащих акций соответствующей категории.
- в новой редакции общее собрание не решает вопрос об определении формы сообщения обществом материалов (информации) акционерам, в том числе и органа печати. Данный вопрос передан на рассмотрение совета директоров.
- общее собрание утверждает документы, регулирующие деятельность органов общества. Имеется в виду, к примеру, Положение о Совете директоров.
- другие редакционные поправки.
В принятой редакции Закона указан конкретный срок исковой давности для подачи заявления акционером в суд по принятому решению – шесть месяцев.
Список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров доступен по требованию любого заинтересованного лица, обладающего не менее чем 1 процентом голосов. Ранее для доступа к такой информации необходимо было быть зарегистрированным в реестре акционеров общества и обладать не менее чем 10 процентов голосов на общем собрании акционеров. Думается, что принятая новелла сократит число злоупотреблений при проведении собраний акционеров, в частности – исключение из списка “неугодных” акционеров.
Одним из самых важных изменений в Законе является то, что снято ограничение на количество вносимых предложений в повестку дня собрания. В старой редакции акционер – владелец не менее чем 2-х процентов голосующих акций мог внести не более двух предложений. Кроме того, теперь акционер вправе внести свои кандидатуры в счетную комиссию общества.
Также очень важна появившаяся возможность совета директоров в случае недостаточного количества или отсутствия кандидатов, а также в случае отсутствия предложений в повестку дня по своему усмотрению сформировать повестку дня. Учитывая это обстоятельство, заметно снижается вероятность срыва собрания из-за отсутствия повестки дня.
По проведению внеочередного общего собрания акционеров произошли изменения по срокам. В частности, если внеочередное общее собрание акционеров созывается по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества, то оно должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров. Если же предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, которые должны избираться путем кумулятивного голосования, то такое общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, если меньший срок не предусмотрен уставом общества. В старой редакции были достаточно большие неопределенности по срокам проведения внеочередного собрания, так как перемежались такие понятия, как проведение и созыв. При некотором толковании получалось, что внеочередное собрание можно провести в срок значительно позже установленного. В данный момент эти противоречия устранены.
Также по вопросам, связанным с общим собранием акционеров произошли некоторые изменения сроков и достаточно большие редакционные поправки текста статей.

Глава VIII. Совет директоров (наблюдательный совет) общества и исполнительный орган общества
Положения о совете директоров и единоличном исполнительном органе также претерпели некоторые существенные изменения.
К вопросам компетенции совета директоров добавлен вопрос об утверждении регистратора общества и условий договора с ним. По всей видимости, это связано с тем, что в новой редакции Закона предусмотрено ведение реестра независимым регистратором в обществах с количеством акционеров более 50. Поэтому необходима большая оперативность по договорным отношениям с регистратором. Кроме того, созывать внеочередное общее собрание по такому вопросу нецелесообразно.
Чрезвычайно важными являются две новеллы. Первая касается срока полномочий совета директоров. В новой редакции наконец-то внесена ясность и полная определенность в данный вопрос. Члены совета директоров избираются на срок до следующего годового общего собрания акционеров. Старая норма о том, что члены совета директоров избираются сроком на один год, создавала массу недоразумений. Что иметь в виду под годом? Если календарный год, то кто будет исполнять функции директоров в промежуточном этапе? Эти и подобные вопросы задавались достаточно часто. Теперь они сняты.
Вторая важная новелла относится к качественному составу совета директоров. Если ранее члены коллегиального исполнительного органа не могли составлять большинства в совете директоров (т.е. могли составлять ровно половину совета), то в нынешней редакции таких директоров может быть не более четверти от всего состава. В свете тенденции ввода в совет директоров компаний независимых директоров и соблюдения интересов акционеров это значительная подвижка в сторону улучшения положения акционеров.
Немаловажным процедурным изменением является возможность проведения заочного голосования совета директоров, а также выражения директором, несогласным с общим решением, своего особого мнения в письменном виде. Значительно уменьшился срок изготовления протокола заседания совета директоров – с десяти дней до трех.
Новая редакция Закона о нормах, касающихся исполнительных органов, четко указывает, что исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
Вопрос о передаче управления управляющей организации может быть рассмотрен общим собранием акционеров только по предложению совета директоров.
Абсолютно новым положением стало введение термина временный единоличный исполнительный орган общества. В случае если образование исполнительных органов осуществляет общее собрание, то совет директоров вправе приостанавливать их деятельность на основании своего решения. На период до избрания новых исполнительных органов образуется указанный временный единоличный исполнительный орган. Решение об образовании временного органа принимается большинством в три четверти голосов членов совета директоров без учета голосов выбывших членов. Компетенция временного органа может быть ограничена уставом общества.
Поправки к Закону императивно запрещают передачу права голоса как внутри совета директоров, так и внутри коллегиального исполнительного органа.
В статье об ответственности совета директоров и исполнительных органов появилось весьма важное положение о том, что представители государства или муниципального образования в совете директоров (наблюдательном совете) открытого общества несут предусмотренную настоящей статьей ответственность наряду с другими членами совета директоров (наблюдательного совета) открытого общества. Данная норма позволяет обращаться в суд с иском к ранее “недосягаемым” государственным и муниципальным чиновникам. Автор полагает, что эта возможность позволит дисциплинировать поведение представителей государства и муниципалитета по отношению к обществу и другим акционерам.

Глава IX. Приобретение и выкуп обществом акций
Нормы о приобретении обществом акций в новой редакции претерпели серьезные правки стилистического и грамматического характера. Одной из новелл является оставление единственного варианта поведения общего собрания акционеров после решения о приобретении акций в случае, если в течение года они не будут реализованы, а именно – принятие решения об уменьшении уставного капитала общества путем погашения данных акций. Напомним, что в старой редакции Закона предусматривалась также возможность принятия решения об увеличении номинальной стоимости остальных акций за счет погашения приобретенных акций с сохранением размера уставного капитала, установленного уставом общества. Такая, на первый взгляд, неприметная новелла имеет под собой достаточно веские основания. Как известно, главная функция уставного капитала – гарантийная, т.е. уставный капитал обеспечивает имущественные интересы кредиторов. В связи с этим принятие решения о сохранении прежнего размера уставного капитала может реально не отражать экономического состояния предприятия. Кроме того, такое решение позволяет необоснованно завышать курс акций, особенно в открытых обществах, со всеми вытекающими последствиями. Также данная норма в определенной степени позволяет не допустить необоснованных решений о приобретении акций с целью вытеснения мелких акционеров. Поэтому данная поправка носит очень своевременный характер.
Цена приобретения акций, независимо от типа (категории) не может быть установлена уставом, - она должна определяться по рыночной стоимости. Ранее возможность заложить цену приобретения в устав существовала для привилегированных акций.
Согласно внесенным поправкам пресловутая консолидация (и дробление) теперь возможна как для размещенных, так и для объявленных акций общества. Одна из самых революционных поправок, о которой уже говорилось выше, удаление положения о том, что общество обязано выкупать дробные акции. В новой редакции Закона дробные акции могут суммироваться, а также могут обращаться наравне с целыми. Кроме того, дробные акции, как уже указывалось, предоставляют акционеру права в соответствии с принадлежащей частью акции. Таким образом, проведение консолидации с целью вытеснения миноритарных акционеров из общества после 01 января 02 года станет невозможным, что является положительным фактом.
В случае возникновения обязанности общества по выкупу акции цена выкупа должна соответствовать рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Выкупленные акции, реализуемые обществом в течение года, должны продаваться также по рыночной стоимости. Последнее положение в определенной мере преграждает легкий доступ к скупке акций.
Статья об определении рыночной стоимости имущества претерпела значительные редакционные правки. Так, из данной статьи удалено положение, дающее определение рыночной стоимости. Это положение было явным атавизмом переходного периода. Думается, что в настоящее время понятие рыночной цены не должно быть регламентировано законом, поскольку само по себе данное понятие является либеральным. Помимо этого, Закон в новой редакции предлагает вполне конкретные механизмы определения рыночной цены.
Достаточно важным уточнением в Закон стало определение пакета акций более двух процентов в случае, если их владельцем является государство и (или) муниципальное образование, для привлечения к рыночной оценке государственного контрольного органа.

Глава X. Крупные сделки
В старой редакции Закона, связанной с крупными сделками, понятие “возможность отчуждения” создавало неопределенность в том, какие сделки можно было причислить к разряду крупных с возможным, а не реальным отчуждением имущества. Поправками такие сделки достаточно полно отражены. Такими сделками могут быть: заем, кредит, залог, поручительство.
В порядке применения Закона по отношению к крупным сделкам существенное изменение произошло в том, что уставом могут быть предусмотрены случаи, при которых применяется порядок совершения крупной сделки. Помимо обычной хозяйственной деятельности из разряда крупных сделок выведено размещение обществом акций и иных эмиссионных бумаг, однако, как говорилось выше, порядок одобрения таких сделок соответствует старой редакции Закона, т.е. требует трех четвертей голосов общего собрания акционеров.
Ряд поправок в Закон по поводу совершения крупных сделок конкретизировали процедурные вопросы. Так, в решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны лицо (лица), являющееся ее стороной (сторонами), выгодоприобретателем (выгодоприобретателями), цена, предмет сделки и иные ее существенные условия. Это положение имеет “историческое” значение, так как по прошествии определенного времени позволят точно установить, решение об одобрении какой именно крупной сделки принималось в прошлом.
Положения о крупных сделках не применяются к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа. Это дополнение устраняет ненужные формальности в деятельности такого акционерного общества.
Исходя из практики деятельности акционерных обществ, зачастую крупная сделка бывает сделкой с заинтересованностью. В таких случаях необходимо руководствоваться нормами о сделках с заинтересованностью.
Важные изменения произошли в статье о приобретении 30 и более процентов обыкновенных акций общества. Во-первых, устранена абсолютно неразумная норма о том, что если приобретение указанного пакета было произведено с нарушениями, то покупатель-акционер все равно может голосовать на общем собрании пакетом в 30 процентов. Таким положением создавалась возможность для легальных нарушений без ущерба для покупателя крупного пакета (во многих случаях – “агрессора” по враждебному поглощению). В новой редакции лицо, приобретшее акции с нарушениями требований Закона, вправе голосовать на общем собрании акционеров только по тем акциям, общее количество которых не превышает количества акций, приобретенных им с соблюдением указанных.
Во-вторых, правила о приобретении 30 и более процентов акций общества теперь распространяются на приобретение каждых 5 последующих процентов размещенных обыкновенных акций свыше 30 процентов размещенных обыкновенных акций общества. Здесь вообще стоит сказать, что не совсем понятно, почему законодатель применил рубеж именно в 30 процентов, а в 25, к примеру? Но по старым положениям получалось так, что стоило только приобрести 30 процентов, а далее уже можно вести игру без правил. Это значительно ущемляло права оставшихся акционеров, поэтому данная поправка достаточно оправданна.
Также “новый” Закон определяет “верхнюю” границу по срокам оповещения акционеров. Оно не может начаться ранее 90 дней до даты приобретения акций.

Глава XI. Заинтересованность в совершении обществом сделки
Весьма целесообразные поправки внесены в порядок совершения сделок с заинтересованностью. Во-первых, определены случаи, когда порядок таких сделок не применяется. К ним относятся:
- совершение сделок с заинтересованностью в обществах, состоящих из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
- совершение сделки, в которой заинтересованы все акционеры общества;
- совершение сделок при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций;
- совершение сделок при приобретении и выкупе обществом размещенных акций; при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) обществ, если другому обществу, участвующему в слиянии (присоединении), принадлежит более чем три четверти всех голосующих акций реорганизуемого общества.
Во-вторых, расширен и приведен в необходимое соответствие перечень возможных аффилированных лиц.
В-третьих, так же, как и по крупным сделкам, конкретизирован их список. Так к сделкам с заинтересованностью могут быть отнесены: заем, кредит, залог, поручительство.
ФКЦБ РФ вправе устанавливать дополнительные требования к порядку заключения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Глава XII. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества
В новой редакции Закона обозначен новый существенный момент по ревизору общества. Теперь по решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров. Данная поправка создает легальную почву для оплаты труда ревизора. Это важно, в первую очередь, для придания определенного статуса его деятельности.

Глава XIII. Учет и отчетность, документы общества. Информация об обществе
Одной из значительных поправок в Законе стало изменение количества голосующих акций, которые должны принадлежать акционеру, для доступа к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа. Ранее для этого было необходимо владеть не менее 10 процентов голосующих акций, в новой редакции – 25. Пожалуй, это единственная поправка, ущемляющая права акционеров. В такой форме она еще больше разделяет акционеров на крупных и мелких. По мнению автора, доступ к документам общества должен быть открыт для всех акционеров в равной степени.

В качестве резюме следует указать, что учредительные документы акционерных обществ, не соответствующие нормам, которые внесены поправками в Закон, с 01.01.02 г. будут применяться в части, не противоречащей указанным нормам. Они должны быть приведены в соответствие до 01.07.02 г. Также до 1 июля 2002 г. акционерные общества с числом акционеров более 50 обязаны передать ведение реестров акционеров регистраторам.

Количество просмотров: 72





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group