На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Комментарий к письму ФКЦБ России от 21.11.2000 № ИК-04/6333 "Об условиях размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки".


Ни для кого не секрет, что защита прав акционеров является приоритетной целью деятельности ФКЦБ России. Именно поэтому в 1999 году были приняты поправки к Стандартам эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 17.09.96 № 19, (далее - Стандарты) и Федеральный закон от 05.03.99 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", устанавливающие ограничения на закрытую подписку в акционерном обществе.

Однако, иногда такая позитивная цель как защита прав акционеров, преследуемая при выпуске тех или иных норм и разъяснений ФКЦБ России, не достигается полностью в связи с теми противоречиями законодательству Российской Федерации, которые в них содержатся.

Письмо ФКЦБ России от 21.11.2000 № ИК-04/6333 "Об условиях размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки" является именно одной из таких попыток защитить права акционеров.

Пунктом 4 статьи 5 Федерального "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предусмотрен единственный случай, когда решение об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке может быть принято Советом директоров этого общества. Для этого нужно лишь соблюдать два условия: во-первых, размещение акций должно происходить только среди акционеров; во-вторых, акционерам должно быть предоставлено право приобрести акции пропорционально количеству принадлежащих им акций.

В некоторых случаях возникает ситуация, когда не все акционеры или все акционеры, но не полностью, воспользовались предоставленным им правом пропорционального приобретения акций новой эмиссии.

Поскольку Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" требует только предоставить акционерам право прибрести акции пропорционально количеству принадлежащих им акций, акционерное общество вправе установить порядок размещения акций, которые остались не приобретенными акционерами - участниками закрытой подписки. Причем единственным установленным законом условием размещения таких акций является необходимость размещения акций только среди акционеров.

Дополнительное требование к условиям размещения акций, которые остались не приобретенными акционерами - участниками закрытой подписки, устанавливает абзац 5 пункта 11.20 Стандартов, в соответствии с которым решением о размещении акций должен быть установлен порядок размещения таких акций.

Это требование установлено нормативным актом ФКЦБ России, в соответствии с правом предоставленным ею 42 статьей Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Данная норма Стандартов справедливо защищает права акционеров акционерного общества от бесконтрольного размещения акций, которые остались не приобретенными акционерами - участниками закрытой подписки.

Тем не менее, не ограничившись вышеприведенной нормой в Стандартах, ФКЦБ России в письме от 21.11.2000 № ИК-04/6333 "Об условиях размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки" устанавливает новое требование к условиям размещения указанных акций - наличие письменных отказов акционеров - участников закрытой подписки, приобретать акции.

В соответствии с письмом ФКЦБ России акционерное общество ставиться в ситуацию, когда размещение его акций не зависит от установленного в решении о размещении порядка размещения акций, а диктуется доброй волей акционера - давать письменный отказ или не давать его. Достаточно логично предвидеть, что один из акционеров, у которого в данный период времени отсутствует достаточное количество средств для приобретения акций, блокирует процесс размещения акций, просто недавая письменного отказа в приобретении акций новой эмиссии.

Думается, что для выхода из сложившийся ситуации акционерному обществу нужно руководствоваться следующим нормами законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона.

Таким образом, в случае установления в решении о размещении акций порядка размещения акций, которые остались не приобретенными акционерами - участниками закрытой подписки (в соответствии с абзацем 5 пункта 11.20 Стандартов), другие акционеры по своему усмотрению, не дожидаясь письменных отказов акционеров, не желающих реализовывать свое право на приобретение акций пропорционально принадлежащим им акциям, вправе приобрести такие акции.

В случае же отказа ФКЦБ России в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, на основании требования к закрытой подписке, установленного письмом ФКЦБ России от 21.11.2000 № ИК-04/6333, данное письмо может быть оспорено в суде в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, как не соответствующее закону.

Кроме того, необходимо отметить, что, что порядок ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, каковыми являются ценные бумаги, согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном законом, а не письмом ФКЦБ России.


Количество просмотров: 80





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group