На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Реструктуризация задолженнности предприятий



Данная статья подготовлена в 2000 году.
Положения статьи могут не совпадать с
требованиями действующего законодтельства
Российской Федерации


Реструктуризация задолженности

А.В. Перелыгин


Вопросы реструктуризации задолженности предприятия перед поставщиками или бюджетом возникают в случаях перехода задолженности в разряд просроченной. В этом случае кредитор для погашения задолженности предприятием вправе обратиться в суд или предложить предприятию реструктуризировать эту задолженность. Целесообразность реструктуризации задолженности при этом необходимо рассматривать только для предприятий, потенциально готовых к погашению задолженности, но не способных расплатиться по этим обязательствам в настоящий момент.

В настоящее время существует несколько схем реструктуризации задолженности предприятий.

Наиболее распространенными вариантами решения проблемы просроченной задолженности являются

изменения условий погашения задолженности и

переоформление задолженности через выпуск различных видов долговых ценных бумаг или передачи доли в уставном капитале.

1. Первый вариант предусматривает превращение просроченной задолженности предприятия в долгосрочный кредит с определением процентов и сроков последующего возврата. В случае, если в основе образовавшейся просроченной задолженности лежат договорные отношения, а это, как правило, имеет место при возникновении задолженности между поставщиками и покупателями, очевидно, что реструктуризация задолженности в этом случае должна определяться договором между кредитором и предприятием, имеющим просроченную задолженность, и действия органов государственного регулирования здесь могут носить лишь рекомендательный характер.

В случае же, когда предприятие имеет задолженность перед бюджетом, такой вариант ее реструктуризации мало приемлем, поскольку несет в себе дополнительное бремя для бюджета, которому деньги нужны уже сегодня. К тому же данный вариант не гарантирует исполнение должником его обязательств в будущем без специального обеспечения.

2. Вторым вариантом реструктуризации задолженности является ее конверсия в ценные бумаги (секьюритизация).

Выпуск долговых обязательств в целях реструктуризации долга является широко распространенной в мире практикой. При этом механизм конвертации долгов в ценные бумаги используется как для реструктуризации государственного внешнего долга (например задолженности развивающихся стран по межгосударственным кредитам), так и "внутренних" долгов - с целью оздоровления финансового положения отдельных компаний (подобным образом, например, были решены финансовые затруднения франко-британского проекта "Евротуннель").

Отечественной практике также известны различные схемы конвертации долга в ценные бумаги. Здесь в качестве примеров выступают Облигации внутреннего государственного валютного займа, Облигации Государственного внешнего займа Украины, Казначейские обязательства Минфина России.

В настоящее время в качестве ценных бумаг, использующихся в целях реструктуризации задолженности предприятий в бюджет, как правило, используются

долговые ценные бумаги: облигации и векселя;

акции акционерных обществ.

Рассмотрим каждый из этих инструментов более подробно с точки зрения законодательного регулирования и обозначим круг проблем, связанных их использованием.

При выпуске облигаций в целях реструктуризации долга существует вероятность неисполнения обязательств по облигациям. Кроме того, ликвидность таких ценных бумаг трудно предварительно оценить.

Одним из способов повышения вероятности погашения задолженности является обеспечение выпускаемых под задолженность облигаций залогом, т.к. в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов при ликвидации предприятия, в том числе при несостоятельности (банкротстве) предприятия, установленной пунктом 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченных залогом, удовлетворяются раньше требований других кредиторов.

Вероятность погашения задолженности предприятия повышается и в случае обеспечения ее погашения обязательствами третьих лиц.

Другая проблема связана с тем, что размер облигационного займа ограничен (статья 33 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Одним из нормативных актов, регулирующих вопросы реструктуризации задолженности предприятий перед федеральным бюджетом путем выпуска облигаций, является Указ Президента Российской Федерации от 17 августа 1996 года № 1203 "О выпуске организациями облигаций в целях реструктуризации их задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет".

В развитие этого Указа ФКЦБ России утверждено постановление от 14 февраля 1997 года № 10 "Об условиях выпуска облигаций, размещаемых в целях частичного погашения задолженности эмитентов по обязательным платежам в федеральный бюджет, а также порядке продажи таких облигаций, приобретенных государством при их размещении", которым предусмотрено, что выпуск облигаций эмитируемый в целях реструктуризации задолженности предприятия по обязательным платежам в федеральный бюджет, должен быть зарегистрирован в соответствии с требованиями Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных постановлением ФКЦБ России от 17.09.96 № 19, а облигации могут продавать организации имеющие такое право в соответствии с законодательством Российской Федерации и уполномоченные Минфином России.

В то же время, одним из первых нормативных актов, регулирующих вопросы реструктуризации задолженности предприятий облигациями является Указ Президента Российской Федерации от 20.07.96 № 1054 "О мерах по ликвидации задолженности акционерных обществ по заработной плате и налогам". Указ разрешил акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, более 25% акций которых находится в государственной собственности, принимать решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций при соблюдении положений Указа. Однако, анализ показывает что данным правом воспользовалось только один-два предприятия во всей стране, да то в целях выплаты задолженности по заработной плате.

В настоящее время Основной механизм реструктуризации задолженности предприятий перед федеральным бюджетом заложен в постановлении Правительства Российской Федерации от 5 марта 1997 года № 254 "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет", которое сочетает в себе два из вышеуказанных инструмента реструктуризации задолженности (облигации и акции).

Предприятие под залог своих ценных бумаг на договорных началах реструктуризирует свою задолженность путем изменения условий погашения задолженности. В случае нарушения договора о реструктуризации задолженности происходит реализация ценных бумаг на рынке, а денежные средства, полученные от реализации направляются для покрытия задолженности.

Выпуск ценных бумаг в данном случае должен происходить в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а решение о выпуске ценных бумаг должно приниматься самим предприятием.

Акции акционерных обществ для реструктуризация долгов могут быть использованы следующим образом:

1. Акционерное общество эмитирует свои акции и самостоятельно продает их на рынке, а средства полученные от реализации акций направляется для погашения задолженности.

2. Акционерное общество использует механизм постановления Правительства Российской Федерации № 254, в этом случае акции, специально эмитированные для целей реструктуризации задолженности либо предоставленные для этих целей их владельцами, передаются в залог уполномоченному органу при заключении договора о реструктуризации его задолженности.

3. Многие акционерные общества пытаются использовать еще один способ реструктуризации задолженности.

Акционерное общество отдает вновь эмитированные акции своему кредитору, а кредитор зачитывает их в качестве оплаты долга.

Однако, вопросы такой конверсии задолженности в акции акционерных обществ не могут быть разрешены в рамках действующего законодательства, поскольку в соответствии со статье 99 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается освобождение акционера от обязанности оплаты акций, в том числе освобождение его от этой обязанности путем зачета требований к обществу. Таким образом, реструктуризация долгов акционерного общества путем обмена задолженности на акций этого общества прямо противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться акционерным обществам при выполнения постановления Правительства Российской Федерации № 254:

1. Любое стимулирование эмиссионной активности предприятий для целей реструктуризации могут иметь отрицательные последствия:

для рынка ценных бумаг в целом, в частности, из-за наводнения рынка практически неликвидными ценными бумагами;

для самих предприятий, рыночная стоимость ценных бумаг которых будет снижаться, и инвестиционная привлекательность которых в период нахождения ценных бумаг у уполномоченного органа до исполнения договора о реструктуризации основного долга может быть сведена практически к нулю, не говоря уже о неготовности большинства предприятий, в том числе и с точки зрения финансовых возможностей, к осуществлению эмиссии ценных бумаг;

для мелких и средних инвесторов, так как предложенная процедура чревата размыванием уставного капитала акционерных обществ.

2. Реализация постановления полностью зависит от того, примут ли акционеры предприятия-должника решение о выпуске акций, и возможна лишь при отсутствии законодательно установленных ограничений на дополнительный выпуск акций.

1. Рыночная стоимость акций, передаваемых уполномоченному органу.

В настоящее время единственным федеральным законом, дающим определение рыночной стоимости акций акционерных обществ, является Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Согласно пункту 1 статьи 77 указанного закона рыночной стоимостью имущества, включая стоимость акций или иных ценных бумаг общества, является цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы приобрести. Согласно пункту 2 указанного закона рыночная стоимость акций акционерного общества определяется Советом директоров общества.

Предоставление права определения рыночной стоимости акций акционерного общества-должника, передаваемых в залог для исполнения своих обязательств по договорам о переоформлении задолженности, Совету директоров является, на наш взгляд, не целесообразным.

3. Срок действия договоров о переоформлении задолженности.

В случае, если в собственности организаций-должников, являющихся открытыми акционерными обществами, не находиться необходимое для передачи в залог количество их акций (50 процентов + 1 акция), указанные организации-должники принимают в установленном законодательством Российской Федерации порядке решение об увеличении уставных капиталов путем осуществления дополнительной эмиссии акций.

Обычно срок действия договоров о переоформлении задолженности не может быть менее одного года, а акции могут размещаться только не более года.

4. Кроме того, возможность передачи неразмещенных акций в залог Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям представляется спорной. Согласно статьи 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" размещение представляет собой отчуждение ценных бумаг их первым владельцам. В соответствии с этой же статьей указанного Федерального закона владельцами являются лица, которым ценные бумаги принадлежат на праве собственности или на ином вещном праве. Это означает, что права собственности на неразмещенные акции не существует, а значит они не могут быть переданы в залог.


Количество просмотров: 267





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group