На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Дробные акции в законодательстве России: проблемы, решения.



Дробные акции в законодательстве России: проблемы, решения.


Корпоративная практика последних лет дает основания полагать, что многочисленные нарушения прав и законных интересов акционеров, особенно миноритарных, воспринимались как необходимая данность, особенно вызывающе ущемлялось право собственности на акции при консолидации. В частности, при значительном коэффициенте консолидации совершенно беспринципно нарушалось право собственности. Часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации гласит, что право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция Российской Федерации предусматривает принудительное отчуждение имущества для государственных нужд и не предусматривает лишение права собственности в интересах узкого круга физических или юридических лиц. Соответственно, лишение имущества может происходить только по решению суда, а не по решению лиц, обладающих большинством на общем собрании акционеров и злоупотребляющих своим правом. Пункт 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований прекращения права собственности, а также указание на утрату права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Статья же 74 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г.) (далее - ФЗ "Об акционерных обществах") до вступления в силу изменений от 7 августа 2001г. предусматривала лишь обязанность общества выкупить у акционера образовавшиеся при консолидации дробные акции. Пункт 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для принудительного изъятия у собственника его имущества. Такого основания принудительного изъятия имущества (акций) как консолидация акций в законе нет. Кроме того, при значительном коэффициенте консолидации не всегда признавалось акционерными обществами наличие права выкупа при внесении соответствующих изменений в устав (ст. 75 ФЗ "Об акционерных обществах") (в случае если у акционера после консолидации осталась хоть одна целая акция), хотя внесение изменений и дополнений в устав по результатам консолидации можно было признать не только изменениями ограничивающими права акционеров, но и изменениями, лишающими акционеров права собственности на акции. В принципе, если даже признать, подобное лишение права собственности законным в силу п. 1 ст. 235 ГК РФ, то при внесении соответствующих изменений в устав у так называемых "уцелевших" акционеров, голосовавших против или не принимавших участия в голосовании, возникало право выкупа, т.к. соответствующие изменения, опять же можно было признать изменениями, лишающими акционеров права собственности на акции.

В связи с этим особенно значимой новеллой, которую вводит ФЗ "Об акционерных обществах" в новой редакции в отечественное корпоративное право стал институт дробных акций.

Согласно п.3 ст. 25 ФЗ ?Об акционерных обществах? дробные акции могут образовываться в трех случаях:

- при осуществлении преимущественного права на приобретение акций продаваемых акционером закрытого акционерного общества;

- при осуществлении преимущественного права на приобретение дополнительных акций;

- при консолидации акций, когда невозможно приобретение целого числа акций.

Причем, появление дробных акций возможно только в случае, когда приобретение акционером при осуществлении преимущественного права или при консолидации целого числа акций невозможно.

При толковании данной статьи возникает закономерный вопрос, как быть в случае дробления акций после осуществления пропорционального выкупа согласно п. 1 ст. 40 ФЗ "Об акционерных обществах". Т.е. если в результате подобного выкупа у акционеров образовались дроби и, соответственно, теоретически подобные акции подлежат дроблению в соответствующей части. Однако, в любом случае, в результате дробления образуются новые акции и аннулируется предыдущий выпуск (п.п. 11.17 Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии (утв. постановлением ФКЦБ России от 17 сентября 1996 г. N 19) (в редакции постановления ФКЦБ России от 11 ноября 1998 г. N 47) (далее - Стандарты). Получается, если мы раздробим дробные акции, то в результате образуются новые дробные акции. В данном случае мы будем вынуждены признать, что дробление - еще одно основание образования дробных акций, но тогда неясена правовая регламентация подобных акций, т.к. п. 3 ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах", по сути, имеет императивный характер и предоставляет исчерпывающий перечень оснований образования дробных акций, среди которых такого основания как дробление нет.

Кроме того, неясна правовая регламентация дробных акций, возникающих при осуществлении права выкупа в случае, предусмотренном абз. 2 п.1 ст. 75 ФЗ "Об акционерных обществах". В частности, п. 5 ст.76 вышеуказанного закона предусматривает, что общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций не может превышать 10 процентов стоимости чистых активов общества на дату принятия решения, которое повлекло возникновение у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. В случае, если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено с учетом вышеуказанного ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям. Согласно абз. 2 п. 6 ст. 76 ФЗ "Об акционерных обществах" акции, выкупленные обществом в иных случаях, предусмотренных п. 1 ст. 75 рассматриваемого закона, должны быть реализованы по их рыночной стоимости не позднее одного года с даты их выкупа.

Т.е., если в случае применения приобретения акций пропорционально заявленнным требованиям, при подсчете количества акций, подлежащих выкупу, образовались дроби, возникает вопрос - возможно ли признание данного случая основанием образования дробных акций?

В принципе, все-таки довольно ясно происхождение дробных акций и вполне детально регламентированы основания возникновения дробной акции как объекта гражданского правоотношения. Абз.3 п.3 ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах" следующим образом разъясняет сущность дробной акции: "дробные акции обращаются наравне с целыми акциями. В случае, если одно лицо приобретает две или более дробные акции одной категории (типа), эти акции образуют одну целую и (или) дробную акцию, равную сумме дробных акций".

Из подобных положений закона мы можем лишь уяснить, что дробная акция является, по сути, таким же предметом сделки купли-продажи как и целая акция, но в то же время правовая природа подобного предмета сделки существенно отличается от правовой природы акции в целом. Для того, чтобы детально осветить сущность дробной акции или для того, чтобы более менее четко дать понятие дробной акции обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Итак, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности (ст.142) ГК. Возникает вопрос: что такое дробная акция - собственно ценная бумага, обладающая сходным правовым статусом с целой акцией, либо это все-таки часть ценной бумаги? Если признать дробную акцию частью ценной бумаги, которая обращается наравне с собственно ценной бумагой, то переход прав удостоверяемых ценной бумагой, как и сама сущность подобной ценной бумаги для ГК становится чужеродным. В любом случае при введении подобных новелл необходимо прежде всего вносить соответствующие изменения в ГК в части понятия ценной бумаги. Кроме того, несмотря на неоднократные упоминания об акциях в статьях ГК, в нем нет определения акции. В то же время Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.) (далее - ФЗ "О рынке ценных бумаг") дает в ст. 2. более менее детальное понятие акции как ценной бумаги. Согласно данной статье акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Если исходить из данного определения при уяснении, что же все-таки такое "дробная акци" как особая ценная бумага и какие собственно права она предоставляет, следует обратить внимание на следующие моменты:

- дробная акция не может быть эмиссионной потому, что не может размещаться выпусками и, соответственно, не имеет равный объем и сроки осуществления прав;

- дробная акция дает право на получение части дивиденда, в соответствующей части;

- дробная акция дает право на получение части имущества остающегося после его ликвидации;

- однако нечетко регламентирован порядок голосования дробных акций на общем собрании, если принимать во внимание ст. 59 ФЗ "Об акционерных обществах", которая гласит, что голосование на общем собрании осуществляется по принципу "Одна акция - один голос", за исключением проведения кумулятивного голосования в случаях предусмотренных законом. Соответственно, можно признать, что если дробная акция предоставляет владельцу права в объеме, соответствующем части целой акции, которую она составляет, то она предоставляет соответствующую часть голоса и результат голосования будет выражаться дробным числом. То есть налицо потребность в более конкретной регламентации статьей 59 ФЗ "Об акционерных обществах" голосования на общем собрании акционеров. Например, статью 59 можно дополнить абзацем, предусматривающим, что дробная акция может предоставлять соответствующую часть голоса.

Соответственно, можно сделать вывод, что так называемая дробная акция предоставляет совершенно иные "права из бумаги" чем целая акция и, по сути, является так называемой "ценной бумагой особого рода".

Возникает вопрос, что же тогда происходит с "правом на бумагу". Согласно логике вещей, право на бумагу делится в соответствие с "правами из бумаги". Тогда следует задуматься, какие будут последствия при применении последствий недействительности сделки, при заключении которой в результате сложения дробных акций получилось целое число. Получается при применении двусторонней реституции опять должны образоваться дробные акции? В подобном случае следует ли считать случай применения недействительности еще одним основанием образования дробных акций?

При применении сложения дробей на практике вполне закономерно может возникнуть вопрос о соответствии .количества целых акций отраженных в уставном капитале реальному количеству целых акций. Проблема заключается в следующем абз.3 п.3 ст. 25 ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает, что для целей отражения в уставе общества общего количества размещенных акций все размещенные дробные акции суммируются. В случае, если в результате этого образуется дробное число, в уставе общества количество размещенных акций выражается дробным числом. В результате, если раньше количество, например обыкновенных акций соответствовало реальному количеству целых акций, то теперь совсем наоборот. Дело в том, что если мы будем суммировать дробные акции арифметически, то целых акций получится больше чем до сложения. Соответственно, устав отразит большее количество так называемых целых акций чем на самом деле.

Наряду с рассматриваемыми аспектами проблем нельзя не заметить вопрос о правоприменении института дробных акций при их так называемом сложении. В частности в законе предлагается складывать дроби при приобретении одним лицом две или более акции одной категории (типа) и тогда дробные акции образуют одну целую и (или) дробную акцию равную сумме складываемых дробных акций. Представим себе такую вполне реальную ситуацию: акционерное общество провело консолидацию, в результате которой образовались дробные акции. Выпуск регистрируется с определенным регистрационным номером согласно Распоряжению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 26 февраля 1997 г. N 61-р "О порядке присвоения выпускам ценных бумаг государственных регистрационных номеров" (далее - Распоряжение). Затем проводится закрытая подписка, при которой в результате пропорционального приобретения (ст. 40 п. 1 ФЗ "Об акционерных обществах") также образуются дробные акции. При чем дробятся акции уже с другим регистрационным номером. В результате, у одного акционера на лицевом счете появляются дробные акции одной категории (типа), но принадлежащие к разным выпускам и имеющим совершенно разные регистрационные номера. Возникает вопрос - каким образом складывать подобные акции, и к какому выпуску будет принадлежать вновь образованная целая акция? Соответственно, непонятно как отразить подобную операцию в системе ведения реестра? Как следствие подобных размышлений, непонятно как быть и в случае приобретения дробной акции владельцем одного АО дробной акции другого? В данном случае акции принадлежат к одной категории (типу) и, теоретически, полежат сложению. Однако фактически такое сложение невозможно хотя бы потому, что акции разных АО предоставляют разный объем прав. Налицо некорректная формулировка закона. Следует отметить, что проблема при сложении дробных акций одного АО, но разных выпусков может быть решена следующим образом:

- во-первых регламентировать в Стандартах случаи сложения дробных акций;

- во-вторых регламентировать сам процесс сложения следующим образом: если складывается две дробные акции, то новая акция относится к выпуску большей дробной акции, если складывается три и более дробных акций, то новая акция, соответственно, относится к выпуску большинства. Кроме того, следует предусмотреть, что если складываются одна вторая акций, то присваивается номер выпуска той акции, к которой осуществляется присоединение.

Если вернуться к вопросу о наличии права выкупа при консолидации, точнее при внесении изменений в устав по результатам консолидации, то если до внесения изменений в ФЗ "Об акционерных обществах" мы могли наблюдать не просто ограничения права собственности, а его лишение, то после введения института дробных акций можно утверждать, что при образовании дробной акции, особенно наглядно это видно опять таки при крупном коэффициенте консолидации, происходит своеобразное ограничение совокупности прав предоставляемых целой ценной бумагой. Соответственно можно утверждать, что соответствующие изменения в Устав по результатам консолидации можно представить как изменения ограничивающие права акционера по конкретной дробной акции со всеми вытекающими последствиями (ст. 75 п. 1 ФЗ "Об акционерных обществах"). В тоже время при закрытой подписке с момента вступления в силу изменений в ФЗ "Об акционерных обществах" от 07.08.2001 в ст.40 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г.) (далее - ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов") в части предоставления акционерам права выкупа при закрытой подписке прекращает свое действие, так как аналогичное право пропорционального приобретения размещаемых акций акционерами, голосовавшими против или не принимавшими участия в голосовании по вопросу о размещении акций по закрытой подписке предоставляется п.1 ст. 40 ФЗ "Об акционерных обществах" в новой редакции. То есть в случае закрытой подписки право выкупа не возникает. Однако, можно прийти к выводу, что в отличие от закрытой подписки, при которой акционенрам предлагается купить дробные акции, при консолидации дробятся акции уже находящиеся в собственности и, если законодательные пробелы регулирования оборота дробных акций не будут урегулированы, то реальный оборот дробных акций становится проблематичным если не невозможным и, как следствие подобного положения вещей, изменения вносимые по результатам консолидации можно признать изменениями, ограничивающими право собственности акционеров (ст.75, п. 1, ФЗ "Об акционерных обществах").

Вышерассмотренные проблемы лишь вершина айсберга спорных нюансов правового регулирования новоявленного института дробных акций. Остается лишь надеяться на скорейшее усовершенствование подобных законодательных нововведений в области рынка ценных бумаг.


Литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).

3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001.).

4. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г.).

5. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 27 декабря 2000 г.

6. Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии (утв. постановлением ФКЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. N 19) (в редакции постановления ФКЦБ РФ от 11 ноября 1998 г. N 47).

7. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 26 февраля 1997 г. N 61-р "О порядке присвоения выпускам ценных бумаг государственных регистрационных номеров"

8. Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27) (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 12 января 1998 г.)


Количество просмотров: 165





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group