На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Поставлена ли точка в вопросе правомерности создания хозяйственных обществ с участием государства или муниципальных образований вне законодательства о приватизации?



А.С.Жуков
Заместитель председателя Регионального
отделения ФКЦБ России
в Южном федеральном округе


Поставлена ли точка в вопросе правомерности создания хозяйственных обществ с участием государства или муниципальных образований вне законодательства о приватизации?

    Тема участия государства и муниципальных образований в уставных капиталах хозяйственных обществ является широко обсуждаемой в контексте де бюрократизации Российской экономики. Много говорится о банковской сфере, и о целеосообразности участия государства в тех или иных отраслях экономики или на тех или иных предприятиях. Однако, автору известно немного публикаций, связанных с правовой оценкой участия государства и муниципальных образований в уставных капиталах хозяйственных обществ.
    Толчком для необходимости систематизировать свои мысли по этому вопросу стало вступление в силу 26 апреля 2002 года Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178 ФЗ. Для упрощения вопроса остановимся на акционерных обществах и исключим из нашего исследования кредитные организации (ст.96 ГК РФ устанавливает, что особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций).
    Начать исследования нужно с Гражданского Кодекса РФ и первое, что мы там обнаруживаем это часть 3 пункта 4 в ст.66, где установлено, что государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ (в том числе акционерных обществ), если иное не установлено законом. Аналогичная норма обнаруживается в ст.10 ФЗ «Об акционерных обществах».
    Что же осталось? Осталось обнаружить закон, который наделяет правом государственные и муниципальные органы участвовать в создании хозяйственных обществ. (Здесь и далее под государственными и муниципальными органами следует понимать органы власти и управления, к ним не относятся государственные (муниципальные) предприятия и государственные (муниципальные) учреждения. Что касается государственных (муниципальных) учреждений, то на самом деле данная оговорка более сложна, но об этом чуть позже).
    И таким законом является закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178 ФЗ (А до него соответственно ФЗ № 123 «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества»). Что же мы имеем на практике? На практике мы имеем письмо Госкомимущества от 09.01.1997 № АР-19/74 «Об участии комитетов по управлению государственным имуществом субъектов РФ в учреждении хозяйственных обществ». Необходимо полностью согласиться с первыми двумя абзацами данного письма. В первом абзаце идет констатация запрета рассматриваемого нами выше, второй абзац выделяет: «Исключение из этого правила составляют только случаи учреждения комитетами по управлению государственным имуществом акционерных обществ в процессе приватизации в соответствии с законодательством о приватизации в Российской Федерации». По мнению автора, все остальные абзацы относятся к случаю: «когда нельзя, но очень хочется». Вводится тезис, что из смысла ст. 124 и ст. 125 ГК РФ усматривается, что Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования могут выступать участниками хозяйственных обществ не в процессе приватизации, а на «общегражданских» основаниях, установленных в 4 главе ГК РФ. Эта позиция безусловно понравилась всем, и нашла широкое отражение в практике. У автора этих заметок имеется письмо Министерства Юстиции РФ № 04-423 от 14.05.1999 в адрес одной из юридических консультаций, в котором оговариваясь, что Министерство Юстиции не разъясняет законодательство и практику его применения, разъясняет, что ст. 66 ГК РФ в соответствующей части касается только органов государства и муниципальных образований, но не касается самого государства и местного самоуправления. В частности, содержится тезис: «Такое ограничение не установлено в случае участия органов местного самоуправления от имени муниципального образования».
    Попробуем разобраться в этих тезисах. Ну, во-первых, из смысла ст. 125 ГК РФ усматривается, что государственные органы и оргны местного самоуправления всегда действуют от имени государства (муниципального образования). Но дело даже не в этом. Забывается о существовании ст. 217 ГК РФ, в которой установлено «имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственникам в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества». Вроде бы ни кого не вызывает сомнения, что внесение имущества в уставной капитал хозяйственного общества (оплата акций акционерного общества) означает передачу собственности от государства (муниципального образования) в частную собственность (собственность хозяйственного общества). Это очевидно вытекает из части 1 той же ст. 66 ГК РФ. Таким образом, с точки зрения ст. 217 ГК РФ передача имущества в уставной капитал хозяйственных обществ может осуществляться только в порядке, определенным законами о приватизации государственного и муниципального имущества. (Вообще говоря, под имуществом в ГК РФ понимаются и деньги – ст. 128 ГК РФ, но эту тему мы рассмотрим ниже).
    Плюс к этому, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 9 ст. 13 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал определяется как способ приватизации. (Аналогичная норма содержалась в пункте 1 ст. 16 предыдущего закона о приватизации). Таким образом, следует признать, что передача государственного и муниципального имущества в уставные капиталы акционерных обществ (хозяйственных обществ) и соответственно участие государства и муниципалитетов возможно только в порядке, определенном законодательством о приватизации.
    Несколько оговорок. Государственные (муниципальные) унитарные предприятия выступают участниками хозяйственных обществ в порядке, предусмотренном ст. 295 ГК РФ. На них не распространяются рассуждения, приведенные нами ранее.
    Казалось бы в этом смысле учреждения ничем не отличаются от государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Часть 4 ст. 66 ГК РФ устанавливает «финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом» (выделено автором). Не все обращают внимание на одно обстоятельство. В части не противоречащей закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» продолжает действовать государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий, утвержденная Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993. Это известный факт. Но не всегда обращается внимание, что в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента РФ № 1598 от 07.10.1993 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ» выше названная Госпрограмма имеет силу закона. (Не случайно она вступила в силу за день до вступления в силу Конституции РФ). Ст. 5.18.4. Госпрограммы гласит: «Не допускается создание, а также внесение имущественных вкладов в уставной капитал предприятий любых организационно-правовых форм любыми органами государственной власти и управления, местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, за исключением комитетов по управлению имуществом и фондов имущества».
    Таким образом, имеет право на существование точка зрения по которой на сегодня сохраняется законодательный запрет на участие государственных (муниципальных) учреждений в хозяйственных обществах, в том числе, акционерных обществах. По-видимому, исходя, в том числе и из этих положений Госпрограммы приватизации, Судья Высшего Арбитражного Суда РФ Шапкина Г.С. в своем докладе «Некоторые вопросы применения корпоративного законодательства» (Вестник ВАС РФ 1999 № 5) указывает: «Не вправе быть участниками хозяйственных обществ государственные органы и органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Этот запрет распространяется на любые органы государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной действующей на федеральном и на региональном уровнях. Исключение сделано для органов по управлению государственным и муниципальном имуществом и фондов имущества».
    Эти рассуждения рождают еще одно умозаключение. Далеко не всегда допустимо государственные органы и органы местного самоуправления создавать в форме учреждения. Отличие органов самоуправления (как и государственного органа) от некоммерческой организации заключается в том, что орган всегда действует от имени соответствующего образования в пределах своей компетенции (пункт 1, 2 ст. 125 ГК РФ), а некоммерческая организация (учреждение) является самостоятельным субъектом в складывающихся отношениях (ст. 3 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Автор встречал грамотно написанные уставы муниципальных образований, где эти вопросы грамотно прописаны.
    Осталось разобраться с ситуацией, когда приобретение пакетов акций государством и муниципальными образованиями осуществляется за счет финансовых ресурсов (денег). Несмотря на то, что как указывалось выше ГК РФ под имуществом понимает и деньги, очевидно, что данная ситуация законом о приватизации не регулируется. Государственные и муниципальные деньги регулируются законодательством о бюджете. В частности, во исполнение ст. 22 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 № 967 утвержден Порядок передачи в государственную собственность акций (паев) открытых акционерных обществ на сумму средств в размере 50% доходов от акцизов на виноградные вина (включая игристые и шампанские) и коньяк, оставляемых этим обществом на развитие виноградарства. Обращает на себя внимание, что государство готово участвовать только в открытых акционерных обществах. Это и понятно, при принятии решения о приватизации этих акций у государства должны быть развязаны руки.
    Реализация ст. 125 ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительством РФ от 01.06.1998 № 548 «О порядке выделения средств из федерального бюджета на 1998 год негосударственным коммерческим организациям при условии обеспечения участия Российской Федерации либо увеличения доли Российской Федерации в уставных капиталах этих организациях». Здесь также речь идет только об открытых акционерных обществах. Именно такие случаи регулирует часть 4 ст. 7 ФЗ «Об акционерных обществах»
    Подведем краткий итог. Государство и муниципальные образования через свои органы могут выступать участниками акционерных обществ в порядке, предусмотренном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Это происходит в том случае, если в порядке, предусмотренном этим законом принято соответствующее решение и оплата акций осуществляется имуществом в том числе правом пользования имуществом.
    В том случае, если государством или муниципальным образованием предполагается приобретение акций за деньги, то это может быть сделано в порядке, предусмотренном законодательством о бюджете, при этом участниками они могут быть только в открытых акционерных обществах.
    Государственные (муниципальные) унитарные предприятия выступают участниками хозяйственных обществ с согласия собственника.
    Автор не рекомендует собственникам давать согласие на участие финансируемых им государственных (муниципальных) учреждений в хозяйственных обществах (акционерных обществах) до момента отмены ныне действующей государственной Программы приватизации от 1993 года.

    20.05.2002


    Количество просмотров: 142





    ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
     

    18.05.2022
    Распределение прибыли, если в прошлом году были убытки

    16.05.2022
    Форма проведения ОСА: собрание или заседание

    14.04.2022
    Ст. 17 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ

    24.03.2022
    Внесение акционером вклада в имущество без увеличения УК

     
    ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
     
    Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

    Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

     
    | | | | | |
      Rambler's Top100
    Дизайн сайта Studioland Design Group