На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Тезисы выступления заместителя председателя РО ФКЦБ В Южном федеральном округе А.С.Жукова на конференции "Развитие компании" по теме "Акционерные сельскохозяйственные предприятия - особенности применения Закона "Об акционерных обществах".



"Акционерные сельскохозяйственные предприятия - особенности применения Закона "Об акционерных обществах"



(Тезисы выступления заместителя председателя РО ФКЦБ В Южном федеральном округе А.С.Жукова на конференции "Развитие компании" в рамках проекта "РЦБ ФОРУМ. ИНВЕСТИЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ" 29 мая 2002 года)

Система акционерного законодательства России состоит из Гражданского Кодекса РФ, где содержатся общие положения о юридических лицах и специальные нормы, касающиеся акционерных обществ, Федерального Закона "Об акционерных обществах" (далее закон), а также ряда специальных актов, предусматривающих особенности создания и правового положения отдельных групп обществ.
Устанавливается общий принцип - действие закона распространяется на все акционерные общества, созданные и создаваемые на территории РФ, ст.1 Закона допускает определенные изъятия из сферы его действия, предусмотренные, как в этом законе, так и в других федеральных законах. В Законе названы 3 группы обществ имеющих особенность в правовом регулировании. Это общества: 1) действующие в банковской, инвестиционной и страховой сферах , 2) созданных при приватизации муниципальных государственных предприятий, 3) образованные на базе реорганизованных колхозов, совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий. Этой последней третьей группе мы и уделим внимание.
Почти сразу после выхода закона Министерство сельского хозяйства РФ подготовило свои разъяснения (письмо от 12.03.96г. №7-14/132 "О приведении учредительных документов акционерных обществ, созданных на базе предприятий АПК, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и ФЗ "Об акционерных обществах""), и по-своему толкуя п.5 ст.94 закона сделало вывод, что закон не распространяется на акционерные общества созданные на базе реорганизуемых колхозов, совхозов и др. реорганизуемых сельхозпредприятий. Однако, судебная практика опровергла данный вывод. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 года №4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального Закона "Об акционерных обществах" установлено: "До введения в действие законов определяющих особенности создания и правового положения акционерных обществ перечисленных в п.4 ст.1 Закона (агропромышленный комплекс), эти общества согласно п.5 ст.94 Закона действуют на основании принятых до введения в действие закона правовых актов РФ - соответствующих указов Президента РФ и Решений Правительства РФ… . Поскольку Закон относит к специальному правовому регулированию лишь особенности создания и правового положения акционерных обществ (в новой редакции это еще вопросы реорганизации и ликвидации), названных в п. 3,4,5 ст.1 Закона, во всем остальном на эти общества распространяется действие Закона, в т.ч., содержащиеся в нем нормы, устанавливающие гарантии и способы защиты прав акционеров, определяющих порядок подготовки и проведения общих собраний акционеров.
Таким образом, Федеральный Закон "Об акционерных обществах" распространяется на акционерные общества, созданные на базе колхозов, совхозов и др. сельхозпредприятий, перечисленных в части 4 ст.1 Закона с учетом особенностей создания, реорганизации, ликвидации и правового положения, определяемыми соответствующими указами Президента и Решениями Правительства РФ.
Кроме указанного в Законе Указа Президента РФ от 27.12.1991 года № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" к правовым актам, регулирующим особенности создания и правового положения, принято относить Постановление Правительства РФ от 29.12.91 г. №86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденное Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1992 года №708 и ряд других.
Рассмотрим особенности создания акционерных обществ на базе реорганизованных колхозов и совхозов. По общему правилу (п.1.6 Стандартов эмиссий акций и облигаций и их проспектов эмиссий при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных Постановлением ФКЦБ №48 от 11.11.1998 года (далее стандарты) и п. 3 ст.15 Закона) формирование имущества (в т.ч. уставного капитала) возможно только за счет имущества реорганизуемой организации. При реорганизации колхозов этот принцип не соблюдается, т.к. вышеназванными Постановлениями Правительства №86 и №708 заложен иной принцип формирования уставного капитала, а именно уставной капитал формируется путем объединения имущественных и земельных паев. При этом, хотелось бы обратить внимание на следующие обстоятельства. Министерством сельского хозяйства РФ 14 января 1992 года изданы рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов. В них в п.2 раздела 4 устанавливается: "Также учредителями акционерного общества на базе реорганизуемого колхоза или совхоза могут быть другие граждане или юридические лица". Эта норма противоречит вышеназванным стандартам, данные рекомендации не являются нормативно правовым актом Правительства РФ, поэтому не должны применяться с момента вступления в силу выше названной редакции стандартов. Законность Стандартов в этой части проверялось Верховным Судом РФ и Решением от 14 апреля 2000 года соответствующее положение Стандартов признаны соответствующими ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ " "О рынке ценных бумаг" и соответственно законными. Однако следует заметить, что сохраняется похожая норма, а именно: " к участию в создании новых предприятий могут привлекаться выделившиеся до принятия решения о реформировании из данного сельхозпредприятия крестьянские хозяйства и сельскохозяйственные предприятия", установленная ст.6.2 Положения о реформировании сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ №874 от 27 июля 1994 года "О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области". Однако эта норма распространяется только на те предприятия, которые реорганизовались в соответствии с данным Постановлением.
Часть сельхозпредприятий реорганизовалось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 года №179 "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативных государственных предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе.". Для таких предприятий особенности их создания будут определяться этим Постановлением.
Данное Постановление принято во исполнение Постановления ВС РФ от 01.07.1993 №5309-1 "Об особенностях преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе". Эти документы особенности создания таких акционерных обществ практически переводят в юрисдикцию приватизационного законодательства. В частности устанавливается, что преобразование в том числе определения уставного капитала общества осуществляется в соответствии с "приватизационными" указами Президента РФ №66 от 29.01.1992 и №721 от 01.07.1992.
Часть специалистов к особенностям создания рассматриваемых предприятий относят нормы Указа Президента РФ от 20 декабря1994 года №2205 "Об особенностях приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса" и изданных в соответствии с ним Постановлений Правительства РФ. По-моему - это уж точно особенности приватизации, однако их также надо иметь в виду.
В полной мере к таким акционерным обществам относится Закон "О рынке ценных бумаг". Обращаю на это внимание потому, что выше называемые рекомендации Минсельхоза содержат нормы прямо противоречащие Закону "О рынке ценных бумаг", такие как "Для акционерных обществ закрытого типа допустимо не выпускать акции".
Особенности реорганизации акционерных обществ в сельскохозяйственные кооперативы определены ст.10 ФЗ "О сельхозкооперации". Частью 2 данной статьи установлено: "В случае реорганизации сельскохозяйственной организации ее члены самостоятельно принимают решение о вступлении в кооператив …". Вместе с тем, если, например, речь идет о преобразовании, то ст.20 ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что формирование паевого фонда кооператива осуществляется путем конвертации акций в паи (это соответствует Гражданскому законодательству России и исходя из него является единственным вариантом формирования паевого фонда). Таким образом, следует признать, что участниками производственного кооператива ( в том числе сельхозкооператива) при преобразовании не становятся акционеры реорганизуемого общества, у которых в порядке установленной ст.76 ФЗ "Об акционерных обществах" выкуплены все их акции. Все остальные акционеры становятся участниками кооператива. С моей точки зрения перераспределение паевого фонда, а также выделение ассоциированных членов сельхозкооператива возможно по завершению процесса реорганизации.
Особенности ликвидации не платежеспособных сельскохозяйственных организаций определяется Постановлением Правительства РФ от 02.11.1995 года №1081 "Об особенности процедур применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций". При этом надо помнить, что данное Постановление распространяется только на те акционерные общества, где государство имеет блокирующий пакет акций, и применяется в части не противоречащей ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Что касается особенности правового положения рассматриваемых акционерных обществ, то законодатель, по- видимому, имел в виду некий особый порядок учета земельных отношений (в отличие от кредитных организаций и предприятий, созданных в процессе приватизации, ГК РФ не предусматривает каких либо особенностей правового положения рассматриваемых акционерных обществ, поэтому, на них в полной мере, без каких либо изъятий, распространяются нормы ГК, регулирующие правовое положение акционерных обществ). В этой связи необходимо вспомнить Постановление Правительства РФ от 1 февраля 1995 года №96 "О порядке осуществления прав собственниками земельных долей и имущественных поев". Данное Постановление предусматривало, что в качестве вклада в уставной капитал сельскохозяйственных коммерческих организаций может выступать земельная доля, а также право пользования земельной долей. При этом надо иметь в виду, что п.6 ст.3 Федерального Закона от 25 октября 2001 года "О введении в действие земельного Кодекса РФ" установлен запрет на внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций.
В докладе "Некоторые вопросы применения корпоративного законодательства" судьи Высшего Арбитражного Суда РФ Шапкиной Г.С., который прозвучал на семинаре судей Арбитражных судов 7 апреля 1999 года, выдержки, из которого были опубликованы в Вестнике Арбитражного Суда, можно обнаружить тезис, что не попадает под особенности правового положения вопросы связанные с формированием органов управления акционерного общества. С этим в принципе можно соглашаться или не соглашаться (В целом доклад глубоко проработан и весьма профессионален), но при этом необходимо признать, что в отличие от акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, по рассматриваемым акционерным обществам (созданных на базе реорганизованных колхозов и совхозов) специальных норм на эту тему нет. Останавливаюсь на этом потому, что в рассматриваемых акционерных обществах зачастую нарушается ст.66 Закона, а именно, что лицо осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (директор общества) не может быть председателем совета директоров.
Несколько слов о разновидности акционерного общества, а именно работников (народных предприятий). Они могут создаваться путем преобразования существующих коммерческих организаций, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых АО, работникам которых принадлежит менее 49 % УК. Федеральный Закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" принят в 1998 году и устанавливает иное соотношение с Законом "Об акционерных обществах", а именно "к народным предприятиям применяются правила ФЗ "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".
На практике с народными предприятиями возникает не мало трудностей. Они связаны с противоречиями данного Закона с ГК РФ. Такого типа акционерного общества в ГК просто не существует. Если по общему правилу изменение типа общества с ОАО на ЗАО и наоборот реорганизацией не является, то преобразование любого акционерного общества в народное предприятие является реорганизацией и должны быть выполнены все процедуры, предусмотренные как ФЗ "Об акционерных обществах", так и Законом о народных предприятиях. Возникают технические сложности, так часть 2 ст.3 ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" устанавливает, что договор о создании должен быть подписан всеми лицами (кстати, по общему правилу, при реорганизации обществ договор о создании не заключается). Согласно части 3 ст.2 этого же Закона участник голосовавший против решения о преобразовании имеет право на выкуп своих акций и в случае выкупа своих акций участником народного предприятия не становится (по Закону "Об акционерных обществах" право на выкуп также имеют акционеры не участвовавшие в голосовании). Все участники реорганизуемой организации, у которых не выкуплены акции (доли, паи) должны стать участниками народного предприятия. Однако, что делать, если заявление на выкуп акций не подавалось, а участник отказывается подписать договор о создании, либо его местонахождения не известно. Данные вопросы общепринятых ответов не имеют.
И в заключении последний вопрос. Сельхозпредприятия создаются в форме акционерных обществ вот уже 10 лет. Трудно перечислить все нормативные акты, регулирующие вопросы их создания на протяжении этого времени. Из многих уставов не возможно однозначно определить организационно-правовую форму того или иного предприятия. Ст.2 ФЗ от 7 августа 2001 года "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об акционерных обществах"" установило, что учредительные документы акционерных обществ должны быть приведены в соответствие с новой редакцией Закона до 1 июля 2002 года. Всем предприятиям у кого в уставе есть слова "акционерное общество" необходимо до 1 июля т.г. привести свои документы в соответствие с Законом "Об акционерных обществах" либо реорганизоваться в иную организационно-правовую форму. В отдельных случаях речь будет идти не реорганизации, а о приведении своих документов в соответствие с иными федеральными законами, например, с ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
В случае реорганизации предприятия из акционерного общества в иную организационно-правовую форму, зачастую возникает вопрос, можно ли это сделать, если выпуск акций не был зарегистрирован в установленном порядке. На эту тему высказалась и Прокуратура РФ и ФКЦБ РФ. Сделки с незарегистрированными акциями запрещены и Законом "О рынке ценных бумаг" и Законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", который также в полном объеме распространяется на рассматриваемые акционерные общества. Таким образом, преобразование акционерного общества в иную организационно-правовую форму в том случае, если его выпуски не были зарегистрированы в установленном порядке, по решению суда, может быть признано незаконным. В суд могут обратиться как участники общества, так и государственные органы, которым такое право предоставлено законом. И решение судов по удовлетворению таких исков есть.


03.06.2002

Количество просмотров: 45





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

18.05.2022
Распределение прибыли, если в прошлом году были убытки

16.05.2022
Форма проведения ОСА: собрание или заседание

14.04.2022
Ст. 17 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ

24.03.2022
Внесение акционером вклада в имущество без увеличения УК

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group