На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Проблемы определения места нахождения акционерного общества



Проблемы определения места нахождения акционерного общества

Место нахождения юридического лица — юридическая фикция, означающая условную "привязку" юридического лица к определенной географической точке (административно-территориальной единице), произведенную по определенным установленным законом правилам. Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. Так, в частности, местом, в котором должно быть исполнено обязательство, в зависимости от характера последнего признается место нахождения кредитора или место жительства должника (ст. 316 ГК РФ). Место нахождения юридического лица определяет, какой именно суд вправе разрешать конкретный спор (общее правило о подсудности гражданских дел состоит в том. что споры разрешаются по месту нахождения юридического лица-ответчика), какое именно законодательство должно применяться к возникшему спору в случаях, когда отношения спорящих сторон "осложнены иностранным элементом", что должно считаться местом заключения договора (ст. 444 ГК РФ) или местом исполнения обязательств (ст. 316 ГК РФ) и др. Место нахождения общества определяет также место его налогового учета (ст. 83 НК РФ) и соответственно место уплаты обществом большинства налогов.

Согласно пункту 2 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

При этом согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона "Об акционерных обществах" учредительными документами акционерного общества может быть установлено, что местом нахождения общества является место постоянного нахождения его органов управления или основное место его деятельности.

Таким образом, согласно действующему порядку место нахождение акционерного общества может определяться либо местом его государственной регистрации либо местом нахождения его органов управления или основным место деятельности.

Следовательно, в настоящий момент, возможна государственная регистрация акционерного общества вне места нахождения его органов управления.

В случае, когда в соответствии с действующим порядком место нахождения общества определяется местом нахождения его органов управления и оно не совпадает с местом государственной регистрации общества, возникает проблема, связанная с определением места нахождения в ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации место нахождение российской организации - это место ее государственной регистрации. Получается, что место нахождения общества для целей налогообложения будет не совпадать с местом нахождения, указанным в уставе общества (т.е. местом расположения его органов управления).

С 1 июля 2002 года ситуация изменится: вступят в силу Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" и Федеральный закон от 21.04.02 № 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", кроме всего прочего вносящий изменения в положения ГК РФ и Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующие порядок определения места нахождения акционерного общества.

В соответствии с вышеуказанными актами место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а государственная регистрация осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, место регистрации, место нахождения общества и место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа должны будут совпадать. Но данное требование будет относиться только к акционерным обществам, зарегистрированным как юридическое лицо после 1 июля 2002 года.

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего закона, обязано в течение полугода со дня вступления в силу закона представить в регистрирующий орган указанные в законе сведения, в число которых входит информация об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества, по которому осуществляется связь с обществом.

Однако, требование указанного закона о направлении информации об обществе в новые регистрирующие органы не должно привести к перерегистрации общества по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, в случае если оно не совпадает с местом регистрации.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не предусматривает никаких последствий для акционерных обществ, созданных до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", в случае, если адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа общества и место его регистрации не будут совпадать.



17.06.2002

Количество просмотров: 119





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

18.05.2022
Распределение прибыли, если в прошлом году были убытки

16.05.2022
Форма проведения ОСА: собрание или заседание

14.04.2022
Ст. 17 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ

24.03.2022
Внесение акционером вклада в имущество без увеличения УК

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group