На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Информационное обеспечение иностранных инвестиций в Российской Федерации: международно-правовые аспекты.


 

Ефремов Алексей Александрович,
руководитель Представительства Орловского регионального отделения
ФКЦБ России по Воронежской области,
преподаватель юридического факультета
Воронежского государственного университета
www.vsu.ru



ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

 

Современное состояние экономического развития России характеризуется высокой степенью износа основных фондов предприятий. В среднем, по различным оценкам, он составляет от 50% (Программа стимулирования привлечения инвестиций промышленными предприятиями Центрального федерального округа с помощью инструментов рынка ценных бумаг. М.: Аппарат полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе, 2002. С. 2.) до 60% (Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. кол. Д.С. Львов, Отд. экономки РАН. М.: Изд-во «экономика», 1999. С. 233.). Для отдельных отраслей этот показатель значительно выше – в нефтехимической промышленности еще в 1997 г. он превысил 60% (Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен, 2000. С. 192.), в цементной в настоящее время составляет 70-80% (Афонин В. Пришла пора модернизации // Труд. 2002. 25 декабря. С. .5.).

Состояние износа основных фондов является не только экономической проблемой. В Экологической доктрине Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р, указано, что низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов относятся к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации.

Необходимо отметить, что на протяжении последних трех лет происходит падение темпов роста инвестиций в экономику РФ – в 2000 г. они составили 117%, в 2001 г. – 108,7, в первой половине 2002 г. – 101, 8% к соответствующему периоду прошлого года (Абрамов А. Особенности национального счета // Российская бизнес-газета. 2002. 17 сентября. С. 2.). В Центральном федеральном округе уже в 2001 г. наблюдалось уменьшение инвестиций в основной капитал – 91,3% (Программа стимулирования привлечения инвестиций промышленными предприятиями Центрального федерального округа с помощью инструментов рынка ценных бумаг. С. 2.).

По оценкам экономистов при существующей степени износа основных фондов прирост необходимых инвестиций в основной производственный капитал при 0,5% росте ВВП в 2002-2004 г.г. должен составлять ежегодно 34% (Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. С. 234.).

В этих условиях важное значение имеет стимулирование роста инвестиций.

Одним из приоритетных источников капиталовложений в Российской Федерации являются иностранные инвестиции, на что указано в Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 15.10.1995 № 1016.

За последние три года происходит снижение иностранных капиталовложений в российскую экономику. В 2000 г. прямые иностранные инвестиции равнялись $4,4 млрд., в 2001 г. сократились до $4 млрд., а в первом полугодии 2002 года составляли $1,9 млрд. (Ведомости. 2003. 11 февраля).

Для привлечения капиталовложений существенную роль играет состояние инвестиционного климата в стране, открытость и доступность информации о нем и об отдельных предприятиях - объектах вложений.

В этой связи представляется целесообразным анализ норм законодательства и международных договоров России, регламентирующих отношения, связанные с привлечением инвестиций.

Действующий Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ не содержит норм, посвященных информационному обеспечению инвестиционного процесса.

В настоящее время Российской Федерацией подписано более 40 международных соглашений о защите и поощрении инвестиций (капиталовложений), как в рамках СНГ, так и с другими государствами. Ряд из них содержит нормы, регламентирующие информационные отношения при осуществлении капиталовложений.

Можно выделить следующие формы обмена информацией, установленные вышеназванными соглашениями:

1. Обеспечение открытости и доступности законодательства, относящегося или затрагивающего иностранные инвестиции (капиталовложения). Указанная форма информационных отношений является наиболее частой. Она установлена в межправительственных соглашениях о поощрении и взаимной защите инвестиций между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 06.07.1998 (Все упоминаемые в статье международные соглашения и договоры содержатся в справочных правовых системах «Консультант Плюс: Международное право» и «Гарант-Максимум».), Украиной от 27.11.1998, Республикой Таджикистан от 16.04.1999, в межправительственных соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой от 23.11.1998, Литовской Республикой от 29.06.1999, Арабской Республикой Египет от 23.09.1997, Турецкой Республикой от 15.12.1997, Аргентинской Республикой от 25.06.1998, Республикой Филиппины от 12.09.1997, Республикой Молдова от 17.03.1998, Ливанской Республикой от 08.04.1997 - всего 11 соглашений.

2. «Обычная публикация» законодательства и правоприменительной практике по вопросам инвестиций (капиталовложений). Такая форма закреплена в межправительственных соглашениях Федерации о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Российской Федерации и Японией от 13.11.1998, Государством Кувейт от 21.11.1994, в Договоре между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 17.06.1992.

3. Обмен информацией о последствиях, которые могут иметь законы или иные правовые акты для капиталовложений. Положение об этом закреплено в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 21.11.1997. Аналогичная норма об информировании друг друга об экономических решениях, которые могут затрагивать права и законные интересы другой стороны, установлена в ст. 14 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между РФ и Азербайджанской Республикой от 03.07.1997.

4. Проведение государственными органами консультаций и обмена информацией по вопросам инвестиционной деятельности. Указанная форма предусмотрена в многостороннем Соглашении о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности государств-участников СНГ от 24.12.1993.

5. Предоставление информации потенциальным инвесторам. Такая форма информационного сотрудничества упоминается только в Совместной декларации Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Чили о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27.03.1997.

6. Информирование при проведении приватизации о ее ходе, проведении аукционов и конкурсов, приватизируемых предприятиях и других объектах приватизации. Такое обязательство взяли на себя участники Конвенции о защите прав инвестора от 28.03.1997 (государства-участники СНГ).

Следует отметить, что в значительном числе международных соглашений России (21 из 45 проанализированных) информационные вопросы инвестиционной деятельности вообще не регламентируются. Это касается межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений между Российской Федерацией и Республикой Словения от 08.04.2000, Королевством Норвегия от 04.10.1995, Республикой Кипр от 11.04.1997, Итальянской Республикой от 09.04.1996, Союзной Республикой Югославия от 11.10.1995, Словацкой Республикой от 30.11.1993, Королевством Дания от 04.11.1993, Румынией от 29.09.1993, Республикой Куба от 07.07.1993, Греческой Республикой от 30.06.1993, Венгерской Республикой от 06.03.1995, Республикой Индия от 23.12.1994, Республикой Албания от 11.04.1995, Чешской Республикой от 23.05.1996, Королевством Швеция от 19.04.1995, Республикой Польша от 02.10.1992, Республикой Хорватия от 20.05.1998, Лаосской Народно-Демократической Республикой от 06.12.1996, Корейской Народно-Демократической Республикой от 28.11.1996, Социалистической Республикой Вьетнам от 16.06.1994; договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 08.06.1993.

Одними их основных источников финансирования крупных инвестиционных проектов являются инструменты рынка ценных бумаг (акции и облигации). В странах с развитыми финансовыми рынками роль рынка ценных бумаг в обеспечении экономики финансовыми ресурсами постоянно возрастает. За последнее десятилетие в США доля акций в общем объеме финансовых активов увеличилась с 27% до 48%, в то время как доля кредитов сократилась с 54% до 10%. В европейских странах доля акций в общем объеме финансовых активов за этот же период возросла с 10-15% (по разным странам) до 24% в объединенной Европе. В Японии за этот же период существенно увеличилась доля облигаций (с 30% до 43%) (Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации (материалы к дискуссии). М.: ФКЦБ России, 2002. С. 11.).

Для фондового рынка информационное обеспечение имеет особое значение. В Определении Конституционного суда РФ от 02.03.2000 № 38-О указано, что информационная прозрачность – это фундаментальный принцип функционирования современного фондового рынка, соблюдение которого является важнейшей гарантией защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, и прежде всего самих владельцев ценных бумаг.

В настоящее время в рамках СНГ подписано два документа, регламентирующих сотрудничество в области развития фондового рынка – Соглашение о регулировании межгосударственного рынка ценных бумаг от 22.01.1993 и Конвенция о координации деятельности государств-участников Содружества Независимых Государств на рынках ценных бумаг от 25.11.1998 (оба документа не действуют для России). Соглашение не содержит каких-либо норм, специально посвященных информационному обеспечению фондового рынка. В отличие от него Конвенция предусматривает создание информационной базы межгосударственного рынка ценных бумаг, ее оперативное обновление и обеспечение доступа к базе, в том числе и с помощью электронной почты и других информационных технологий.

К сожалению, указанные меры по информационному обеспечению фондового рынка в рамках СНГ не реализованы ни во внутреннем законодательстве, ни организационно.

Проведенный анализ международно-правовых документов позволяет сделать вывод о недостаточном регулировании информационного обеспечения капиталовложений как важного фактора улучшения инвестиционного климата. Практически отсутствуют нормы, посвященные обмену информацией экономического характера, которая имеет для инвесторов значение не меньшее, чем правовые гарантии капиталовложений. Для стимулирования привлечения иностранных инвестиций в экономику России необходимо закрепление в международных договорах и соглашениях комплекса норм, регламентирующих механизм и гарантии получения информации об объектах капиталовложений, гласности и открытости при применении мер государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов с иностранным участием. В этом случае можно будет ожидать увеличения интереса к российским предприятиям со стороны зарубежных инвесторов.


Количество просмотров: 127





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group