На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Ценные бумаги: будет ли легкой амнистия?



Ценные бумаги: будет ли легкой амнистия?

Логвиненко Михаил Викторович,
Генеральный директор
ЗАО "Корпоративный консультант"

19 ноября 2003 года Государственная Дума РФ одобрила проект Федерального закона «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации» (далее – законопроект).

Основной идеей настоящего законопроекта является обязанность юридических лиц, осуществивших выпуск акций до 22 апреля 1996 года без государственной регистрации осуществить государственную регистрацию выпусков акций и отчетов об итогах выпуска этих акций.

По нашему мнению, заслуживает положительной оценки желание государства урегулировать ситуацию с обращением и правовым статусом акций акционерных обществ, созданных до вступления в силу Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», выпуски акций которых не прошли государственную регистрацию.

Законопроект затрагивает, в сущности, вопросы правового статуса акционерных обществ, созданных до 1996 года, устанавливает дополнительные основания для ликвидации юридических лиц, а именно, непредставление в течение одного года с момента вступления в силу законопроекта документов для государственной регистрации выпусков акций, а также определяет, в общем виде, порядок регистрации выпусков акций таких акционерных обществ.

Дело в том, что в России действительно существует проблема массового обращения акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг», которая до настоящего времени не решена. Указанный законопроект призван предоставить, так называемую, амнистию по сделкам с такими акциями, а также дает возможность акционерным обществам осуществить государственную регистрацию выпусков акций в соответствии с действующим законодательством.

Тем не менее, позитивный по своей сути законопроект, в случае его подписания Президентом, принесет больше вопросов, чем ответов.

Главной проблемой, мы считаем, являются правовые последствия сделок с акциями, выпуск которых не прошел государственную регистрацию до и после вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Если обратиться к нормам ранее действовавшего законодательства, регулирующего выпуск и обращение ценных бумаг, а именно, к нормам Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденного Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 78 (утратившего силу в 1999 г.), то можно заметить, что в п. 6 вышеуказанного нормативного акта предусматривалось, что к выпуску и обращению на территории РСФСР допускаются только те ценные бумаги, которые прошли государственную регистрацию.

Пунктом 8 указанного выше Положения устанавливалось, что выпуск ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию в Министерстве экономики и финансов РСФСР, являлся незаконным и влек за собой изъятие их у владельцев, изъятие выручки от продажи этих ценных бумаг у эмитента и ее возвращение их владельцам, а также другие санкции, предусмотренные законодательством РСФСР.

В связи с этим сделки с акциями, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, являлись не соответствующими ни законодательству, действовавшему до вступления в силу Федерального закона РФ от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», ни самому Федеральному закону. При этом согласно ст. 48 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, сделка признавалась недействительной только в случае ее несоответствия требованиям закона (а не подзаконных актов), а в соответствии с нормами ст. 168 ч. 1 Гражданского кодекса РФ 1994 года, несоответствие сделки требованиям закона влечет ее ничтожность.

Таким образом, все сделки с акциями, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, являлись противоречащими действовавшему на момент совершения сделок законодательству (законодательству в широком смысле слова). Положения п. 4 ст. 1 законопроекта противоречат как ранее действовавшему законодательству, так и нормам Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (ст. 19) и Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (п. 2.1.2.).

В случае вступления законопроекта в силу возникнет противоречие между законами и встанет вопрос, какой из них имеет большую юридическую силу, и, соответственно, положения которого не применяются.

Здесь же обозначим другой вопрос: может ли закон признать недействительные сделки законными? Ответа на него у нас нет. Вполне вероятно, что он есть у разработчиков данного законопроекта.

Пункт 4 статьи 1 законопроекта содержит норму о том, что владельцами ценных бумаг, государственная регистрация выпуска которых осуществлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, признаются лица, которым ценные бумаги принадлежат на момент такой государственной регистрации.

На наш взгляд, у владельцев акций возникнет проблема с подтверждением прав собственности на акции, чей выпуск не прошел государственную регистрацию, как с точки зрения законодательства, так и с чисто практической.

Более того, большое количество сделок проводилось с незначительными нарушениями законодательства, часть документов по сделкам купли-продажи акций утеряна. В связи с этим, возникает вопрос, кого рассматривать в качестве реальных владельцев акций? К сожалению, мы опять же не можем однозначно ответить на этот вопрос и сомневаемся, что данная ситуация не повлечет осложнения в процессе правоприменения законопроекта в случае его вступления в силу.

Проблемы возникнут и у регистраторов. Множество акционерных обществ, созданных до 1996 года, в системе ведения реестра акционеров допускают большое количество ошибок и неточностей, порой приводящих к тому, что определить реальных акционеров просто невозможно.

Законопроект же не определяет, какие документы и информация являются достаточными для признания тех или иных лиц надлежащими владельцами акций, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Отсюда другая проблема, каким образом, при передаче системы ведения реестра акционеров регистратору, определить реальный состав акционеров акционерного общества.

На практике регистраторы снимают с себя ответственность за данные системы ведения реестра акционеров до момента передачи системы в соответствующий регистратор путем возложения обязанности на акционерное общество подготовить список акционеров на момент передачи системы ведения реестра акционеров регистратору.

В том случае, если применить данную практику к рассматриваемой нами ситуации, получиться, что лицо, ответственное за ведение реестра акционеров акционерного общества, созданного до 1996 года, на момент передачи системы регистратору будет обладать способностью сформировать самостоятельно и по своему усмотрению список надлежащих акционеров.

Данные мероприятия повлекут за собой возможные изъятия акций у их добросовестных владельцев в результате ошибок правоприменения и отсутствия необходимых документов, подтверждающих права на акции.

Как следствие, это приведет к волне судебных разбирательств по вопросам удостоверения правомочий собственника в отношении акций, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.

Описанные выше проблемы указывают на актуальность и необходимость принципиального решения проблемы существования и обращения акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона «О рынке ценных бумаг» без государственной регистрации.

По нашему мнению, законопроект является достаточно поверхностным и непроработанным. Видимо, разработчики законопроекта надеются на активную разъяснительную и правоприменительную деятельность Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Основной проблемой станет доказывание владельцами своих прав на акции. И в этом смысле, пассивное отношение разработчиков законопроекта к этой проблеме является для нас большим вопросом.

Также за рамками законопроекта остались вопросы деятельности регистраторов в связи с необходимостью принятия систем ведения реестров акционеров акционерных обществ после того, как они осуществят государственную регистрацию выпусков своих акций.

Среди положительных моментов можно отметить следующее. Установив дополнительное основание для ликвидации юридического лица, государство сможет избавиться еще от одной категории «мертвых» обществ.

Принятие данного закона может стать окончательным шагом к прекращению совершения сделок с акциями, выпуски которых не прошли государственную регистрацию. Такое развитие событий, безусловно, будет способствовать повышению


Количество просмотров: 37





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group