На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Постановление ФКЦБ России № 03-49/ПС: Изменение порядка раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.



Постановление ФКЦБ России № 03-49/ПС: Изменение порядка раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.


Дмитрий Оленьков,

заместитель генерального директора Интерфакс АКИ,

руководитель группы раскрытия информации



ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Статья 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04.1996 устанавливает обязанность раскрытия информации для эмитентов в случае регистрации проспекта ценных бумаг. Вступившее в силу 13 октября 2003 года Постановление ФКЦБ России №03-32/пс, которым было утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг (далее – Положение) прямо обязало все компании, которые когда-либо регистрировали не только проспекты ценных бумаг, но и проспекты эмиссии ценных бумаг, раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, тем самым проспект эмиссии ценных бумаг был приравнен по значению к проспекту ценных бумаг.

Понятие «проспект ценных бумаг» пришло на смену «проспекту эмиссии ценных бумаг» с принятием Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Федеральный закон изменил не только название документа, но и значительно сократил перечень способов размещения ценных бумаг, при которых от эмитента требуется подготовка проспекта ценных бумаг. Так, Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» в редакции, действовавшей до принятия вышеупомянутых изменений, предусматривал обязанность эмитентов регистрировать проспект эмиссии ценных бумаг во всех случаях, когда номинальный объем эмиссии превышал уровень в 50 тысяч МРОТ.

Новая редакция Закона обязала регистрировать проспекты ценных бумаг только в случае проведения открытой подписки или закрытой подписки среди круга лиц, превышающего 500 приобретателей.

Таким образом, требования к регистрации проспекта ценных бумаг и проспекта эмиссии различны, однако Постановление ФКЦБ России №03-32/пс от 2.07.2003 не дело никаких различий между эмитентами, регистрировавшими проспекты эмиссии, и проспекты ценных бумаг.

Раскрытие информации – это законодательная норма, направленная в первую очередь на защиту прав инвесторов на информацию. Однако целый ряд компаний, обязанных раскрывать информацию в соответствии с Постановлением ФКЦБ России №03-32/пс, никогда не размещали ценные бумаги среди неограниченного круга лиц и регистрировали проспекты эмиссии только из-за того, что номинальный объем эмиссии ценных бумаг превышал 50 тысяч МРОТ. В результате под действие положения попадали многие ЗАО, а также акционерные общества, по профилю своей деятельности обязанные иметь существенный размер уставного капитала (например, банки, страховые компании и профессиональные участники фондового рынка)

В соответствии со ст. 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ, «состав, порядок и сроки раскрытия информации … определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.». В момент принятия Постановления ФКЦБ России №03-32/пс федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг являлась ФКЦБ России. Постановление было зарегистрировано Министерством юстиции РФ, которое не усмотрело в расширении перечня оснований для раскрытия информации нарушения закона.

Практика применения Положения в течении более чем четырех месяцев выявила три основные проблемы в требованиях по раскрытию информации:

- во-первых, по букве и духу Федерального Закона №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», раскрытие информации должно было бы стать обязанностью эмитентов, привлекавших реальные денежные средства у неограниченного круга лиц (открытая подписка) или у ограниченного круга, но превышавшего 500 лиц (закрытая подписка), а также тех эмитентов, акции которых обращаются на фондовых биржах и/или организаторах торговли. Обязывать же публично раскрывать информацию акционерные общества с достаточно небольшим количеством акционеров, у которых ни одна эмиссия не проводилась по открытой подписке, было явным излишеством;

- во-вторых, из сферы действия Положения выпало огромное количество юридических лиц, созданных при приватизации. Ранее, в соответствии с пунктом 14 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 «Об организации мер по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», план приватизации предприятия, утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом, являлся проспектом эмиссии его акций. Однако в связи с отменой Указа Президента РФ №721, наличие у эмитента плана приватизации формально не является основанием для раскрытия информации в форме ежеквартального отчета, что косвенным образом нарушает права акционеров, поскольку в ходе приватизации в большинстве случаев проводились открытые чековые аукционы, или акции приватизированных предприятий распределялись среди весьма большого количества работников;

- в-третьих, ФЗ «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ установил только одиннадцать случаев, в которых предприятие раскрывает информацию в форме существенного факта. Существенные факты – это основной способ получения оперативной информации о предприятии, и те одиннадцать видов существенных фактов не закрывали полностью потребности рынка в оперативной информации. Так, например, общество не обязано было оперативно раскрывать такую информацию, как решения совета директоров, изменения в составе крупных акционеров, возбуждение в отношении эмитента процедуры банкротства и ряд других важных корпоративных событий.

Учитывая эти проблемы, ФКЦБ России разработало изменения и дополнения к Положению о раскрытии информации и утвердило их 24 декабря 2003 года Постановлением ФКЦБ России №03-49/пс. Министерство юстиции зарегистрировало данные изменения 2 марта 2004 года, с апреля поправки вступают в силу. Об основных изменениях в порядке раскрытия информации – далее.

Какие эмитенты обязаны раскрывать информацию? Основные изменения.

Постановление ФКЦБ России вносит существенные изменения в критерии, по которым определяется, необходимо компании раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, или нет.

ВО-ПЕРВЫХ, компании, регистрировавшие в установленном порядке проспекты эмиссии ценных бумаг в соответствии с редакцией Федерального закона «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ, действовавшей до принятия Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", обязаны раскрывать информацию ТОЛЬКО в случае, если проспект эмиссии предусматривал размещение ценных бумаг неограниченному кругу лиц (открытая подписка), или ценные бумаги размещались по закрытой подписке, но среди круга лиц, превышающего 500.

ВО-ВТОРЫХ, Постановление ФКЦБ России №03-49/пс от 24.12.2003 обязывает раскрывать информацию также эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации - в случае, если план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц. В случае, если «приватизационный» выпуск, который первоначально распределялся среди неограниченного круга лиц или среди закрытого круга лиц, превышающего 500 приобретателей, аннулирован при последующем дроблении, консолидации или конвертации в ценные бумаги с большей (или меньшей) номинальной стоимостью, то обязанность по раскрытию информации сохраняется в случае, если после дробления/консолидации либо конвертации количество акционеров общества превышало 500.

В-ТРЕТЬИХ, обязанность по раскрытию информации появляется у эмитентов, ценные бумаги которых обращались на торгах фондовых бирж и организаторов торговли на рынке ценных бумаг на момент вступления в силу Федерального закона от 28.12.2002 № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», в случае если такие ценные бумаги не были исключены из списков ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и/или у иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Естественно, обязанность по раскрытию информации есть у тех эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг.

Дополнительные требования по раскрытию информации для акционерных обществ. Устав и внутренние документы АО.

Статья 92 Федерального Закона «Об акционерных обществах» дает федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг полномочия дополнительно определять сведения, подлежащие публичному раскрытию.

В соответствии с данными полномочиями, ФКЦБ России, являвшаяся на момент регистрации Постановления ФКЦБ России №03-49/пс органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, определила следующие дополнительные требования по раскрытию информации:

Во-первых акционерные общества, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, обязаны также «раскрывать сведения о содержании своих уставов и внутренних документов, регулирующих деятельность органов указанных эмитентов, путем опубликования указанных документов на странице в сети «Интернет»».

Также в случае внесения изменений в указанные документы (принятия их в новой редакции), устав и внутренние документы с внесенными изменениями должны быть опубликованы на странице в сети «Интернет» не позднее 3 дней с момента опубликования в сети «Интернет» сообщения о соответствующем решении общего собрания акционеров.

Федеральный закон №208-ФЗ «Об акционерных обществах» не дает подробной расшифровки понятия «внутренние документы», однако из системного анализа Федерального закона об акционерных обществах можно сделать вывод, что к внутренним документам относятся документы акционерного общества, регулирующие деятельность органов акционерного общества (как органов управления, так и органов контроля за финансово – хозяйственной деятельностью) (пп. 19 п. 1 ст. 48 Закона об АО), а также регулирующие те или иные аспекты деятельности акционерного общества (например, порядок выбора аудитора и регистратора акционерного общества, порядок определения размера выплачиваемых дивидендов, порядок определения итогов финансово – хозяйственной деятельности акционерного общества, порядок предоставления доступа к документам акционерного общества и т.д.) (пп. 13 п. 1 ст. 65 Закона об АО). К внутренним документам относятся, в частности:

- Положение о порядке подготовки и проведения Общего собрания акционеров (ст. 49 п.5 ФЗ об АО)

- Положение о порядке созыва и проведения заседаний Совета директоров (ст. 68 п.1. ФЗ об АО)

- Положение о порядке созыва и проведения заседаний коллегиального исполнительного органа (ст. 70 п.1. ФЗ об АО)

- Положение о ревизионной комиссии (ст. 85 п.2 ФЗ об АО)

По формальному признаку к внутренним документам может относиться любой документ общества, утверждаемый одним из его органов управления и регулирующий внутреннюю деятельность общества. Некоторые дополнительные примеры внутренних документов даны в Кодексе корпоративного поведения, рекомендованного к применению Распоряжением ФКЦБ России №421/р от 04.04.2002:

- Положение об информационной политике;

- Положение по использованию инсайдерской информации;

- Положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией;

- Положение о дивидендной политике;

- Правила этики.

Вместе с тем, Положение об информационной политике может устанавливать виды внутренних документов, относящихся к служебной и коммерческой тайне и доступ к которым ограничен, в том числе и для акционеров – Положения о подразделениях общества, Штатное расписание, отдельные виды приказов и распоряжений Единоличного исполнительного органа.

Дополнительные требования по раскрытию информации для акционерных обществ. Сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента.

Для акционерных обществ, обязанных раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, вводится также новый тип событий, подлежащих раскрытию в Ленте новостей – это «сведения, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента». Каких-то специальных форм, регламентирующих составление данных сообщений, Постановление ФКЦБ России не содержит – в нем перечислен лишь набор сведений, который должен содержаться в сообщении. В качестве Приложения к данной статье автором разработаны примерные формы раскрытия сообщений, которые [варианты – будут опубликованы в следующем номере журнала/на Интернет-сайте журнала/на Интернет-сайте www.e-disclosure.ru в разделе «Информационные материалы»}.

Постановление ФКЦБ России вводит 15 новых типов сообщений. Это:

- Решения, принятые советом директоров (наблюдательным советом)

- Изменения в размере участия в уставном капитале эмитента и/или доли принадлежащих обыкновенных акций эмитента, его дочерних и зависимых обществ лиц, входящих в органы управления эмитента

- Изменения в составе акционеров эмитента, владеющих не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента

- Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность

- Возбуждение в отношении эмитента и (или) его дочерних и зависимых обществ процедуры банкротства

- Заключение эмитентом договора с фондовой биржей, на основании которого осуществляется листинг ценных бумаг

- Включение ценных бумаг эмитента в список бумаг, допущенных к торгам организатором торговли на рынке ценных бумаг, или исключение из данного списка

- Получение разрешения ФКЦБ России на обращение и/или размещение ценных бумаг эмитента за пределами РФ

- Выявленные существенные ошибки в ранее опубликованной и/или раскрытой финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента

- Принятие эмитентом решения о применении МСФО или US GAAP для целей подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента

- Ликвидация дочернего и/или зависимого общества эмитента

- Получение эмитентом или приостановление действия/отзыв у эмитента разрешения (лицензии)

- Предъявление эмитенту, его дочерним и зависимым обществам исковых заявлений, которые могут существенно повлиять на его финансовое положение

- Изменение адреса страницы в сети «Интернет», используемой эмитентом для раскрытия информации.

- Изменение в списке юридических лиц, в которых эмитент владеет долей участия.

Данные сообщения имеют ряд отличительных особенностей:

Во-первых, эти сообщения, в отличие от существенных фактов, не требуется публиковать в печатных средствах массовой информации. Раскрытие таких сообщений должно осуществляться эмитентом путем ее опубликования в следующие сроки с момента наступления соответствующего события:

- в ленте новостей - не позднее 1 дня;

- на странице в сети «Интернет» - не позднее 3 дней.

Также данные сообщения должны направляться эмитентом в регистрирующий орган в письменной форме в срок не позднее 5 дней.

Во-вторых, в целом ряде случаев датой наступления события является дата, «в которую эмитент узнал или должен был узнать» о наступлении данного события, что дает акционерному обществу возможность оптимизировать и контролировать процедуры раскрытия информации.


ИЗМЕНЯЮТСЯ СРОКИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Ранее информация компаний могла раскрываться в Лентах новостей «в срок до 10.00 часов дня, в течение которого согласно настоящему Положению осуществляется такое опубликование». В результате все новости компаний раскрывались в лентах или до 10 часов утра, или после 7 вечера. Новая редакция Положения разрешает компаниям, у которых есть ценные бумаги, обращающихся на торгах организатора торговли, публиковать информационные сообщения в Лентах в любое время, в том числе и в течении торгового дня.

Решение о том, публиковать сообщение в общем порядке, или же раскрыть его во время торгового дня, принимает сама компания. При этом она сначала обязана уведомить о своем решении организатора торговли, а уже потом, не ранее чем через 30 минут, отсылать информацию в агентства.

Постановление также частично решает проблему с соблюдением сроков раскрытия информации о государственной регистрации выпуска и о государственной регистрации отчета об итогах выпуска. Ранее существовало несоответствие между Положением о раскрытии информации и Стандартами эмиссии, в соответствии с которыми документы, подтверждающие регистрацию выпуска ценных бумаг или отчета об итогах выпуска, готовятся регистрирующим органом в трехдневный срок. Положение о раскрытии требовало раскрывать информацию в течении одного дня. В соответствии с внесенными изменениями, срок раскрытия информации о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска в Ленте новостей увеличен с одного дня до трех дней.

 


Количество просмотров: 130





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group