Закон РФ об инвестиционных фондах.
Алексей Рудяк
Коллегия
№ 5, 2002
С 4.12.2001 г. вступил в силу Закон РФ от
29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее –
"Закон"). До принятия Закона правовое регулирование в этой области
осуществлялось в основном указами Президента и многочисленными актами ФКЦБ.
Первым документом, касавшимся инвестиционных фондов, был Указ Президента РФ №
765 от 26 июля 1995 года "О дополнительных мерах по повышению
эффективности инвестиционной политики в РФ". В этом Указе впервые дано
определение понятию "паевой фонд" и создана правовая база
регулирования коллективных инвестиций. 23.02.1998 г. был принят Указ Президента
РФ № 193 "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов".
Многие принципиальные положения данного Указа включены в Закон.
Виды инвестиционных фондов
Согласно Закону существуют два вида фондов –
акционерные инвестиционные и паевые инвестиционные фонды (далее – АИФ и ПИФ).
Критерием классификации является собственник имущества, которое составляет
инвестиционный фонд. В случае с АИФ собственником выступает юридическое лицо,
акционерное общество. В случае же с ПИФ составляющее его имущество находится в
общей долевой собственности инвесторов. Термин "инвестиционный фонд"
используется Законом в двух значениях:
· "имущественный
комплекс", то есть объект гражданского права (в этом значении используется
термин "паевой инвестиционный фонд");
· юридическое
лицо, созданное для управления инвестиционным фондом - имущественным
комплексом. В этом втором значении термин использован для обозначения АИФ.
Акционерный инвестиционный фонд
Распространяя действие Закона об акционерных
обществах (далее – "Закон об АО") на АИФ, Закон устанавливает ряд
исключений и дополнительных требований к АИФ на уровне корпоративного
регулирования:
· АИФ создаются
только в форме ОАО, и их акционерами не могут быть специализированный
депозитарий, регистратор, оценщик и аудитор АИФ.
· Инвестирование
в ценные бумаги и иные разрешенные объекты – единственно возможный вид
деятельности АИФ, подлежащий лицензированию.
· Активы АИФ
должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании; либо ей
могут быть переданы функции единоличного исполнительного органа АИФ.
· АИФ вправе
размещать только обыкновенные именные акции и только путем открытой подписки.
Закон наделяет АИФ правом проведения собрания
акционеров в заочной форме по любым вопросам, отнесенным к его компетенции. К
повторным собраниям акционеров не применяется требование о минимальном кворуме
за небольшими исключениями, не относящимися к АИФ с числом акционеров более 10
тысяч.
Паевой инвестиционный фонд
ПИФ представляет собой обособленный
имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное
управление управляющей компании инвесторами-учредителями доверительного
управления. ПИФ находится в общей долевой собственности пайщиков, права которых
на соответствующие доли в праве собственности удостоверяются инвестиционными
паями. Трудно не заметить противоречие между положениями ГК РФ об общей долевой
собственности и соответствующими положениями Закона. Так, ст. 250 ГК РФ
предусматривает право преимущественной покупки при продаже доли в общей
собственности одним из сособственников, а ст. 11.2. Закона обязывает
инвестора-пайщика отказаться от права преимущественной покупки на этапе
присоединения к договору доверительного управления и говорит о прекращении
соответствующего права. По общему правилу такого рода противоречие должно быть
разрешено в пользу ГК РФ. Но нормальное функционирование ПИФ без отказа от
преимущественного права вряд ли было бы возможным, и единственным выходом из
данной ситуации должно стать внесение соответствующих изменений в ГК РФ.
Например, возможность установления запрета федеральным законом на выделение
доли в натуре из общего имущества уже специально оговорена в ст. 252 ГК РФ. И
такой запрет был установлен Законом.
Передача имущества в доверительное управление
происходит на основании договора доверительного управления инвестиционным
фондом (также называемого правилами доверительного управления инвестиционным
фондом (далее – "Правила"). Положения Правил принимаются
инвесторами-пайщиками путем присоединения к договору. Договор доверительного
управления является классическим примером договора присоединения. Для целей
норм о доверительном управлении имуществом инвесторы-пайщики рассматриваются
как учредители.
Правила должны соответствовать типовым
правилам доверительного управления ПИФ, которые в отличие от раннего
законодательства утверждаются Правительством РФ (ст. 17.4. Закона). До начала
размещения паёв управляющая компания должна зарегистрировать Правила в ФКЦБ. В
зависимости от условий, на которых инвесторы могут требовать погашения своих
паёв, ПИФ делятся на открытые, интервальные и закрытые. В открытом ПИФ инвестор
имеет право требовать погашения пая в любой рабочий день, в интервальном – в
течение установленного срока, а в закрытом – инвестор не имеет права требовать
погашения пая до истечения определенного срока (срок действия договора
доверительного управления), который не может быть менее одного года.
Закрытый ПИФ является новеллой
законодательства о коллективных инвестициях. Помимо метода погашения пая,
можно, пожалуй, выделить еще 3 отличительных характеристики закрытых ПИФов: (а)
возможность инвестировать в недвижимость, (б) право инвесторов участвовать в
общем собрании пайщиков и одобрять изменения и дополнения в Правила (в открытом
и интервальном фондах управляющая компания не испрашивает одобрения пайщиков на
изменение Правил), а также передавать управление фондом другой управляющей
компании, и (в) концепция закрытого фонда подразумевает более рискованные
вложения, что, в свою очередь, приводит к установлению дополнительных
требований со стороны ФКЦБ. Так, ФКЦБ планирует ограничить превышение
максимального капитала при первичном размещении паёв. Ст. 13 Закона содержит
запрет на внесение в фонд имущества, обремененного залогом, что является
отклонением от общего правила, содержащегося в ст. 1019 ГК РФ о доверительном
управлении.
Инвестиционный пай
Инвестиционный пай является бездокументарной
именной ценной бумагой, удостоверяющей долю его владельца в праве собственности
на имущество, составляющее ПИФ.
Инвестиционные паи не имеют номинальной
стоимости и не являются эмиссионными ценными бумагами, что выводит их из-под
действия Закона о рынке ценных бумаг. По окончании формирования инвестиционного
фонда паи находятся в свободном обращении.
Требования, предъявляемые к управляющей
компании и специализированному депозитарию
В отличие от специализированного депозитария,
статус и функции управляющей компании не вызывают дискуссий. Управляющей
компанией ПИФ или инвестиционного фонда, находящегося в собственности АИФ,
может быть только российское общество (на депозитариев распространяется
аналогичный режим). Государственные образования не вправе быть участниками
управляющей компании. Деятельность управляющих компаний и депозитариев
специально лицензируется ФКЦБ. Закон устанавливает ограничения в отношении
деятельности управляющей компании. Так, распоряжение имуществом инвестиционного
фонда осуществляется только с согласия специализированного депозитария,
которому ст. 42 Закона отводится функция учета и хранения имущества
инвестиционного фонда. Установлен запрет на приобретение активов, не
предусмотренных инвестиционной декларацией, и значительно ограничена
возможность привлечения заемных средств и предоставления займов. Введены
ограничения на совершение управляющей компанией сделок с аффилированными лицами.
В то время как во многих западных странах с
развитым рынком коллективных инвестиций функции специализированного депозитария
в АИФ выполняет совет директоров, Закон, несмотря на дискуссии в процессе
работы над проектом, обязывает и ПИФы, и АИФы передать функции контроля и
хранения имущества специализированному депозитарию. Возложение на депозитарий
обязанности осуществлять контроль за распоряжением имуществом третьих лиц со
стороны управляющей компании, которую он не контролирует, приведет к возложению
на депозитарий значительных рисков, что, в конечном итоге, может отразиться на
его надежности. Одним из вариантов решения этой проблемы было бы участие
депозитария в управляющей компании или наоборот, что позволило бы осуществлять
необходимый корпоративный контроль. Закон не содержит прямых запретов на
аффилированность управляющей компании и депозитария.
[p]