На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

"Соблюдать правила рынка" - Журнал для акционеров № 10, 98


СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА РЫНКА


Еще раз о значении постановления ФКЦБ России № 9

Андрей Перелыгин,
Начальник Управления регулирования выпуска и
обращения эмиссионных ценных бумаг ФКЦБ России


[p]Государство объявило защиту прав акционеров основным направлением государственной политики на рынке ценных бумаг. Принята Государственная программа по защите прав инвесторов на 1998-1999 гг., создан Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, создана Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации под руководством Председателя Правительства Российской Федерации, в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона "О защите прав вкладчиков и акционеров". Подготавливают свои нормативные акты министерства и ведомства.

[p]Одним из таких нормативных актов, направленных на защиту прав акционеров, является постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 апреля 1998 года № 9 "Об утверждении Положения о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки и о внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ России от 17.09.96 № 19".

[p]Основным способом обеспечения прав акционеров и инвесторов во всем мире, является раскрытие информации об эмитентах, их финансово-хозяйственной жизни и ценных бумагах, профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом контроль за рынком фактически осуществляют сами акционеры, что позволяет государству снять с себя часть нагрузки по ведению контроля и снизить издержки на содержание огромного аппарата чиновников. В соответствии с мировой практикой постановлением ФКЦБ России утверждено Положение о раскрытии о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки.

[p]Положение предусматривает раскрытие информации на всех этапах эмиссии: при принятии решения общим собранием акционеров или Советом директоров акционерного общества об увеличении уставного капитала, после государственной регистрации выпуска ценных бумаг, после окончания размещения ценных бумаг.

[p]Для того чтобы акционеры могли ознакомиться с параметрами размещения ценных бумаг и заявить о нарушении своих прав, если такое имело место, документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки открытым акционерным обществом, должны представляться регистрирующий орган не ранее одного месяца после раскрытия информации о принятом акционерным обществом решении об их размещении.

[p]До недавнего времени одним из самых частых нарушений прав акционеров в Российской Федерации являлось размывание долей "неугодных" акционеров в уставном капитале акционерного общества. Достаточно вспомнить о зарегистрированном до выхода постановления ФКЦБ России № 9 выпуске акций открытого акционерного общества "НОСТА" (ОХМК), размещаемых путем закрытой подписки среди четырех юридических лиц. В результате эмиссии доли акционеров, не участвующих в подписке, размыты приблизительно в 2,8 раза.

[p]Как показал анализ, основная причина, по которой всегда существует вероятность размывания доли владения акций в уставном капитале, заключается в том, что решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке принимает совет директоров акционерного общества. При этом эмиссия, как правила, осуществляется без уведомления акционеров, которые узнают о том, что их доли в уставном капитале оказались размытыми, только после завершения эмиссии. Поэтому постановлением № 9 установлено правило, что решение о размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем закрытой подписки может приниматься только общим собранием акционеров этого акционерного общества.

[p]Среди менеджеров акционерных обществ, которые пытаются избавиться от "лишних" акционеров или сократить их доли в уставном капитале, также популярен эффект "узкого горлышка".

[p]Данные приемы заключаются в установлении таких условий эмиссии, которые позволяют достаточно легально повысить долю менеджмента путем проведения открытой подписки или закрытой подписки среди акционеров на акции предприятия. Для этого нужно лишь воспользоваться небольшими уловками. Например, установить достаточно короткий срок размещения акций. Если же это представляется проблематичным, поскольку сразу становится заметно при принятии решения об увеличении уставного капитала (в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций должно содержать сроки размещения), то достаточно ограничить места продажи акций местом нахождения предприятия.

[p]Недавно ФКЦБ России приостановила эмиссию акционерного общества "ВСМПО" (Верхнесалдинское металлургическое предприятие). При открытой подписке на свои акции это общество весь объем эмиссии разместило всего за несколько часов с момента начала размещения на территории самого предприятия, имеющего пропускной режим. Естественно, желающих купить "кусочек" перспективного акционерного общества было больше, чем тех, кто смог получить акции.

[p]Если акционерное общество является всероссийским и его акции сильно распылены по территории бескрайней России и, как правило, находятся в собственности граждан (например, такие предприятия как акционерное общество "Норильский никель"), можно даже расширить количество пунктов приема заявок на приобретение акций, но попросить акционеров, среди которых проводиться закрытая подписка на акции, приехать в пункты приема заявок самолично.

[p]Именно на предотвращение таких нарушений прав акционеров направлены нормы, устанавливающих, что порядок размещения акций не должен исключать или существенно затруднять акционерам возможность приобретения таких ценных бумаг, а срок размещения акций для акционеров не может быть менее одного месяца.

[p]В то же время само по себе установление препятствий по использованию "узкого горлышка" при проведении эмиссии не всегда является достаточно эффективным способом предотвращения нарушения прав акционеров, поэтому в постановлении № 9 введено так называемое "преимущественное право акционеров".

[p]Как известно, Федеральным законом "Об акционерных обществах" предусмотрено, что преимущественное право акционеров предоставляется только в случае размещения акций путем открытой подписки если это установлено уставом акционерного общества. В других случаях акционеры не имеют преимущественного права приобретения размещаемых акционерным обществом акций.

[p]ФКЦБ России, устанавливая очередность размещения акций при открытой подписке, обязывает акционерное общество предоставить акционерам преимущественное право приобретения акций новой эмиссии, даже если это не предусмотрено уставом акционерного общества.

[p]Еще одним примером ущемления прав акционеров является размещение акций с оплатой их неденежными средствами. Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" денежную оценку имущества, вносимого в оплату акций, осуществляет совет директоров акционерного общества. Ни для кого не секрет, в чью пользу может быть решен вопрос с денежной оценкой ценных бумаг или векселей, вносимых в оплату акций членами совета директоров и другими акционерами, не представленными в совете директоров. Даже предусмотренная законом обязанность эмитента по привлечению независимого оценщика, в случае если стоимость имущества, вносимого в оплату акций превышает двести минимальных размеров оплаты труда, не решает проблему, поскольку выбор "независимого" оценщика осуществляется тем же советом директоров акционерного общества. К тому же часто отсутствует точное определение вида имущества, вносимого в оплату акций.

[p]Результатом попытки проведения подобной эмиссии акций открытым акционерным обществом "Красный котельщик" (Краснодар) явились обращения в ФКЦБ России акционеров этого общества и, в конечном счете, признании эмиссии акций несостоявшейся.

[p]На предотвращение подобных нарушений направлены нормы постановления № 9, предусматривающие, что решение об увеличении уставного капитала акционерного общества (решение о размещении акций) должно содержать описание конкретного вида имущества, вносимого в оплату акций, позволяющего его идентифицировать среди однородного вида. В случае, если условия размещения акций предусматривают оплату их ценными бумагами, в решении должно быть указаны какими конкретно ценными бумагами какого эмитента могут быть оплачены размещаемые акции.

[p]В соответствии с постановлением независимый оценщик также должен быть указан в решении о размещении, что в совокупности с нормами о закрытой подписке приводит к тому, что независимого оценщика в конечном счете должно одобрить общее собрание акционеров.

[p]В целом неправильно составленные решения о размещении ценных бумаг акционерными обществами являются сегодня наиболее частым нарушением требований законодательства. При чем таким "недугом" страдают и те акционерные общества, которые осуществляют свои эмиссии без нарушения прав акционеров.

[p]Требования к решению об увеличении уставного капитала акционерного общества установлены статьей 28 Федерального закона "Об акционерных обществах".

[p]Постановление ФКЦБ России № 9 установило дополнительные требования к решению о размещении ценных бумаг. В соответствии с пунктом 82 Стандартов эмиссии решение о размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки должно содержать указание на способ размещения (открытая или закрытая подписка), срок, цену (порядок определения цены) и иные условия размещения (в том числе форму оплаты) ценных бумаг.

[p]Несовершенство законодательства и отсутствие рыночных котировок ценных бумаг приводит к случаям нарушения прав акционеров и при определении эмитентом цены размещения акций.

[p]Одним из первых случаев нарушения прав акционеров явилась пятая эмиссия акций ОАО "Сургутнефтегаз", зарегистрированная в сентябре 1996 года финансовым управлением Ханты-Мансийского округа. Решение о размещении акций было принято Советом директоров общества, большинство голосов в котором принадлежало ОАО "Нефтяная компания "Сургутнефтегаз". При этом акции размещались по закрытой подписке ОАО "НК "Сургутнефтегаз" и его аффилированному лицу по ценам ниже рыночных. В результате проведенного расследования ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "НК "Сургутнефтегаз" были обязаны обеспечить заключение дополнительных соглашений к договорам купли-продажи акций ОАО "Сургутнефтегаз" пятого выпуска, предусматривающих оплату этих акций денежными средствами с внесением дополнительно 200 млрд. рублей.

[p]Постановлением № 9 на эмитентов государственную регистрацию выпусков ценных бумаг, которых осуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, возложена обязанность для определения рыночной цены размещения акций во всех случаях привлекать независимого оценщика. Но бывает и так, как это произошло с акциями ОАО "Ноябрьскнефтегаз". Именно ценой размещения акций, определенной независимым оценщиком, была недовольна являющаяся акционером ОАО "Ноябрьнефтегаз" компания "Новаромка"; посчитав, что стоимость акций занижена, она обратилась в суд с иском о защите прав акционеров.

[p]Особое значение в последнее время приобрели нормы Федерального закона "Об акционерных обществах", предусматривающие определенный порядок заключения акционерными обществами сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Именно эти нормы закона становятся сегодня главным препятствием для нарушений прав акционеров, в том числе таких как "перекачка активов".

[p]Вспомним недавно отшумевшую историю с эмиссией конвертируемых облигаций ОАО "СИДАНКО", размещаемых по решению совета директоров путем закрытой подписки двум юридическим лицам, выпуск которых был признан несостоявшимся.

[p]Поводом для этого послужило обращение в адрес ФКЦБ России ряда мелких акционеров эмитента, чьи доли в уставном капитале ОАО "СИДАНКО" в результате размещения конвертируемых облигаций были бы размыты. Одним из оснований признания выпуска конвертируемых облигаций ОАО "СИДАНКО" несостоявшимся стало именно нарушение эмитентом требований Федерального закона "Об акционерных обществах" к заключению заинтересованных сделок при размещении ценных бумаг.

[p]"Перекачка активов" является в настоящее время одним из наиболее трудно предотвращаемых видов нарушения прав акционеров, поскольку вопросы, им затрагиваемые, только частично касаются полномочий Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Так в ФКЦБ России обратился ряд иностранных инвесторов, являющихся владельцами небольших пакетов акций ОАО "Самаранефтегаз" и ОАО "Юганскнефтегаз" по вопросу незаконной передачи имущества указанных обществ, стоимость которого составляет более 25% стоимости их активов, во вновь созданные дочерние общества.

[p]По итогам рассмотрения документов, представленных ОАО "Самаранефтегаз" и ОАО "Юганскнефтегаз" в ФКЦБ России, выявлено, что на общих собраниях акционеров этих обществ было решено предоставить право советам директоров простым большинством принимать решения по созданию и капитализации отдельных дочерних обществ с передачей имущества, по стоимости не превышающей 50% балансовой стоимости активов общества. Данные решения противоречат нормам Федерального закона "Об акционерных обществах", в связи с чем ФКЦБ России было направлено предписание обществам об устранении выявленных нарушений закона при принятии решения о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества.

[p]В заключении хотелось бы отметить, что хотя раскрытие информации и жесткий контроль со стороны регистрирующих органов является необходимыми условиями обеспечения прав акционеров и инвесторов, в России пока не хватает еще двух факторов, без которых данная проблема может быть сведена к минимуму. Это - наличие корпоративной культуры и хорошо отлаженной судебной системы. Именно отсутствие этих факторов и определяет сегодня те шаги регулирующих органов, которые им приходится принимать для нормального функционирования рынка ценных бумаг.


Количество просмотров: 185





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group