С начала года банки приостановили
460 тыс. сомнительных трансакций клиентов, сообщил на встрече с президентом
Владимиром Путиным 23 октября глава Росфинмониторинга
Юрий Чиханчин. По его словам, в итоге «мы не пустили в
теневой оборот порядка 180 млрд руб.». Клиенты банков, которым отказывают в
проведении трансакций, крайне редко обжалуют подобные действия. По словам
господина Чиханчина, в Росфинмониторинг поступило около 1 тыс. заявлений о
несогласии с тем, что «не совсем, может быть, правомерно их отстранили от работы
с банками». Такую ситуацию с жалобами чиновник назвал «рабочей».
В первую очередь… мы дали
возможность банкам отказывать в проведении операций, в открытии счетов тем
клиентам, которые, на их взгляд, являются незаконопослушными.
По словам экспертов, на самом
деле жалоб бизнесменов значительно больше. Просто основной поток жалоб идет в
ЦБ, Росфинмониторинг получает лишь малую часть. Еще
порядка 10% клиентов, которым банки приостановили операции, направляют жалобы
непосредственно в кредитные организации, поясняет руководитель Центра
финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексей Порошин.
Единого органа по рассмотрению
таких жалоб нет. Бизнес-омбудсмен Борис Титов уже предлагал ЦБ заняться разбором
этих ситуаций, в частности, наделив специальными полномочиями Службу по защите
прав потребителей на финрынке (см. “Ъ” от 6 октября).
Но предложение осталось без ответа. Клиент может обжаловать незаконную
блокировку через суд, но это долгий процесс, судебная практика немногочисленна и
пока противоречива, добавляет вице-президент АРБ Юрий Кормош.
Усугубляет ситуацию появление
доводимого до сведения банков черного списка отказников. Его формируют Росфинмониторинг и ЦБ, туда компании и граждане попадают при
первом же отказе банка в проведении операции как сомнительной (вне зависимости
от того, было ли нарушение в действительности или нет). Список доступен банкам с
июня 2017 года, причем только на момент начала рассылки в нем уже было порядка
200 тыс. клиентов. Судя по данным Росфинмониторинга,
за несколько месяцев он вырос более чем вдвое.
Механизм исключения из списка на
данный момент не предусмотрен, но в текущих условиях необходим, уверены
эксперты. «В свое время поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова было
дано указание проработать механизм реабилитации клиентов, попавших в подобные
списки,— отмечает статс-секретарь Росфинмониторинга Павел Ливадный.—
Эта идея развития не получила, но сегодняшние реалии показывают — к обсуждению
данной темы надо вернуться». По словам Юрия Кормоша, в
ассоциации уже готовят предложения по введению механизма
реабилитации.
Но успех предприятия во многом
зависит от желания ЦБ работать над подобным механизмом. Определенные шаги в этом
направлении предпринимаются — 26 октября в Банке России состоится встреча с
руководством бизнес-ассоциаций и банковских объединений, посвященная задачам
методического сопровождения вопросов обслуживания в банках малого и среднего
бизнеса. И там вопрос реабилитации будет вновь поднят, отмечают источники
“Ъ”.
Однако пока регулятор склоняется
в большей степени к разъяснительной работе. «Информация об отказах является
важным инструментом для повышения эффективности борьбы с операциями по
обслуживанию теневой экономики и финансирования терроризма, но этот инструмент
не должен являться единственным основанием в отказе клиентам и затруднять
обслуживание добросовестных клиентов,— сообщили “Ъ” в
пресс-службе ЦБ.— Банк России ведет работу, направленную на то, чтобы
добросовестные клиенты не испытывали дополнительных трудностей».
В ЦБ заверили, что разъясняют
кредитным организациям, что наличие информации об отказе конкретному клиенту —
причина не отказывать, а дополнительно изучить его. «Также мы очень внимательно
рассматриваем каждую жалобу от клиентов на отказы банков в открытии счетов или
проведении трансакций,— заверили в ЦБ.— Банк России в
обязательном порядке запрашивает пояснения кредитной организации в отношении
принятого ею решения, оценивая его обоснованность».
Возможно, именно поэтому, говорят
источники “Ъ” на рынке, банкиры неохотно указывают в качестве причины блокировок
именно черный список. Действительно, по информации Банка России, с июня по
сентябрь доля решений об отказах, принятых банками с использованием полученной
от Росфинмониторинга информации об отказах, составляет
всего около 0,15%. С чем в таком случае могут быть связаны столь масштабные
объемы блокировок, в ЦБ пояснить не смогли. По мнению собеседников “Ъ”, на самом
деле банкиры не готовы тратить время и силы на дополнительный анализ операций
клиентов, но не хотят и рисковать, поэтому они перестраховываются, в
автоматическом режиме блокируя фигурантов черного списка, не сообщая этой детали
регулятору.
Коммерсантъ
24.10.2017