Главным образом компании
стремятся выявить неблагонадежных партнеров для минимизации финансовых рисков —
на это указали 92% опрошенных. Другой целью является выявление и предотвращение
конфликта интересов — об этом сообщил 61% респондентов. Как следует из
исследования, наличие такого конфликта — нередкое явление. В последние два года
почти половина компаний (49%) выявляла связи своих сотрудников с контрагентами,
19% выявили родственные или иные близкие связи между сотрудниками, один из
которых является непосредственным подчиненным другого. Для «подстраховки» в
таких вопросах 65% респондентов внедрили процедуры декларации конфликта
интересов. Третья по важности цель проверок контрагентов — соответствие
требованиям надзорных органов (ее отметили 54%). Наконец, еще 24% указали, что
проводят проверки для определения контрагентов, предположительно связанных с
госслужащими.
Опрос PwC отвечает на вопрос, кто именно проводит проверки
контрагентов. Выяснилось, что к услугам сторонних специалистов компании
прибегают крайне редко — большинство (92%) проводят проверки самостоятельно.
Чаще всего для этих целей используется служба безопасности — на это указали 58%.
К услугам юридического департамента обращаются 36%. Треть (31%) проводят
проверки партнеров через бизнес-подразделение, ответственное за работу с ними.
(В PwC, впрочем, отмечают,
что этот способ ставит под сомнение соблюдение принципа независимости, поскольку
проверки могут проводиться формально или необъективно.) 28% компаний указали,
что прибегают к помощи отдела управления рисками / комплаенс в России.
Большая часть респондентов — 82%
— используют при самостоятельных проверках автоматизированные решения. Самый
популярный инструмент — аналитические базы данных, такие как «СПАРК-Интерфакс»,
«Контур.Фокус», Integrum,
World-Check, Dun & Bradstreet. Специализированным программным обеспечением
пользуются лишь 8% опрошенных.
Коммерсантъ
25.09.2017