МВФ вчера понизил прогноз роста
американской экономики до 2,1% на 2017 и 2018 годы, с 2,3% и 2,5%
соответственно. В январе этого года оценки роста были повышены на фоне ожиданий
фискальной реформы, предполагающей снижение налоговых ставок и рост госвложений в инфраструктуру. Этот же фактор стал причиной
улучшения глобальных прогнозов. Однако, как сообщили в фонде, в процессе
консультаций с властями США выяснилось, что многие детали плана еще не ясны, а
заложенные в новый бюджетный план показатели роста слишком
оптимистичны.
Обновленный прогноз МВФ не
учитывает пересмотра фискальной политики. Основную поддержку росту окажет
улучшение потребительского спроса (на 2–2,3%) и инвестиции частного сектора
(плюс 4,4–4,9%), тогда как вклад чистого экспорта останется отрицательным (минус
0,4% оба года против минус 0,1% в 2016-м). В среднесрочной перспективе темпы
роста замедлятся до 1,8%, так как эффект циклического восстановления ослабнет. В
фонде отмечают, что в условиях полной занятости стоит постепенно сокращать как
монетарные, так и фискальные меры стимулирования роста. Так, ФРС стоит поднимать
ставки и сокращать объем активов на балансе.
Впрочем, основное внимание МВФ
уделил фискальной политике США. Напомним, бюджет-2018, подготовленный
администрацией Дональда Трампа в мае, содержит одновременно снижение налогового
бремени и увеличение расходов на инфраструктуру при параллельном сокращении
уровня госдолга (см. “Ъ” от 24 мая). Предположение о самоокупаемости налогового
плана строится на ожидании роста ВВП США на 3% с 2021 года. В фонде указывают,
что столь масштабное сокращение госрасходов приведет к снижению темпов роста,
тогда как падение доходов ухудшит ситуацию с госдолгом (согласно плану Минфина уровень долга к ВВП сокращается с 77% до 60%
ВВП).
«Даже в случае применения
идеального баланса стимулирующих мер рост не ускорится до 3%, а эффект этих мер
материализуется не скоро»,— предупреждают в МВФ,
указывая на то, что исторически таким рывкам способствовало увеличение
численности рабочей силы, рост госрасходов и экспорта. «В текущих условиях это
маловероятно»,— скептичны в фонде.
В отличие от Минфина США, для
сдерживания увеличения госдолга в фонде предлагают провести фискальную
консолидацию, которая обеспечила бы профицит первичного бюджета в 1%, начиная с
2018 года. Сейчас на 2017 год заложен дефицит в 1,5% (с учетом погашения долга —
2,9%). В фонде не поддерживают резкого сокращения соцрасходов, предлагая изменить налоговый режим (упрощение
системы, снижение ставок корпоративных налогов и переход на территориальный
принцип обложения при одновременном повышении налогов на потребление и отказе от
ряда льгот), а также повысить пенсионный возраст и провести реформу системы
здравоохранения с тем, чтобы умерить рост издержек.
Коммерсантъ
28.06.2017