С начала года до середины
сентября в США прошло 68 IPO на $13,7 млрд (данные Dealogic). Год назад к этому времени было 138 размещений на
$27,3 млрд, это на 62% меньше, чем в 2014 г. Не хотят проводить листинг такие
компании, как, например, сервис по вызову такси Uber
Technologies и сервис по сдаче жилья в аренду Airbnb: частные размещения им выгоднее.
Для банков это чувствительная
потеря, поскольку организация IPO – весьма прибыльный бизнес. По данным Dealogic, комиссия за размещения менее чем на $1 млрд
составляет 7% от суммы сделки. Не менее важны и доразмещения – как традиционные,
с привлечением сторонних инвесторов, так и покупка крупных пакетов акций
разместившейся компании у компании или ее инвесторов с последующей продажей их
на рынке. Разница между ценой покупки и продажи составляет комиссию банка, при
размещениях от $1 млрд она, по данным Dealogic, в
среднем 2%. При традиционном доразмещении комиссионные – 4,9%.
Корпоративные клиенты инвестбанков охотно продают им акции в ходе IPO – это
экономит им время и деньги и не несет больших рисков. При традиционном
доразмещении компаниям приходится проводить мини-версию роуд-шоу, чтобы уговорить инвесторов купить акции. Если им
не удается вызвать интерес, то приходится либо продавать акции дешевле, либо
отказываться от доразмещения.
Низкая активность на рынке IPO –
тревожный знак, поскольку сейчас конъюнктура способствует размещениям: акции
торгуются с высокими мультипликаторами, а волатильность низкая. Поэтому на рынке
есть опасения, что низкий уровень IPO и высокий интерес к продаже акций инвестбанкам будут сохраняться еще долго. Но бизнес
Уолл-стрит славится цикличностью, и, например, повышение ставок может оживить и
рынок IPO. Недавно Саудовская Аравия сообщила, что в ближайшие два года проведет
IPO нефтяной компании Aramco, на котором организаторы
могут заработать более $1 млрд комиссионных.
Когда в начале 2016 г. из-за
общей волатильности активность на рынке IPO практически замерла, гендиректор
фонда Store Capital
Кристофер Волк стал получать звонки от банков, желающих купить крупные пакеты
акций. Владелец Store Capital – фонд прямых инвестиций Oaktree Capital – за I квартал
продал примерно $1,7 млрд акций. Крупнейшая сделка была с Goldman Sachs, который купил $842
млн акций и согласился на 0,71% дисконта. «Конкуренция была очень высокая, что
пошло на пользу и Oaktree, и нашим владельцам», –
отмечает Волк.
«Да, есть тренд, поскольку
продавцам нравится определенность и эффективность сделок с крупными пакетами
акций», – говорит старший управляющий директор Blackstone Томас Моррисон. Из 29
сделок по продаже акций, в которых участвовала Blackstone в этом году, 25 были внебиржевой продажей крупных
пакетов и ни одна – IPO.
Несмотря на падение комиссионных,
банки не торопятся сокращать персонал, опасаясь, что это повредит отношениям с
клиентами. Но сокращения необходимы, говорит профессор финансов Stern School of Business при Университете
Нью-Йорка Брэд Хинц: «В этом
бизнесе сейчас слишком много игроков, а цены сильно снизились».
Ведомости 23.09.2016