На главную Карта сайта
 
Все новости

23.06.2016 - Законодательство -  Институт госкорпораций не будет заменен публично-правовыми компаниями. Вчера Госдума России приняла в финальном третьем чтении законопроект, регулирующий работу публично-правовых компаний, — речь в нем идет об их совместном существовании с госкорпорациями, хотя проект готовился для преобразования последних. Публично-правовые компании смогут использоваться для развития и модернизации отраслей и территорий, на их сделки не будут распространяться нормы Гражданского кодекса, описан в законе и прямой запрет на их банкротство.

Госдума вернулась к законопроекту Минэкономики о создании публично-правовых компаний, принятому в первом чтении еще в 2013 году. Понятие ППК, напомним, существует в Гражданском кодексе (ГК) — это один из видов юрлиц-некоммерческих организаций в одной группе с общественными и религиозными организациями, ТСЖ, АНО и казачьими обществами. Впрочем, больше о ППК, институте, наиболее широко работающем в Евросоюзе, в ГК ничего не сказано — новый закон как раз призван сформулировать задачи работы компаний публичного права, полномочия и прочие особенности работы таких юрлиц.

 

Ранее предполагалось, что в ППК будут преобразованы госкорпорации — инициативу избавить российское законодательство от этого вида юрлиц высказывал Дмитрий Медведев еще на посту президента. Однако в принятой вчера редакции закон не распространяется на большую часть существующих корпораций — АСВ, ВЭБ, "Ростех", "Росатом" и "Роскосмос". Таким образом, в ППК могут быть преобразованы АО, полностью находящиеся в федеральной собственности, госкомпании и остальные госкорпорации ("Автодор", Фонд содействия реформе ЖКХ). По данным Kartoteka.ru, в федеральной собственности сейчас находится почти 1,5 тыс. АО, включая "Роснано", ОЭЗ, корпорацию поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

ППК, согласно принятому закону, могут создаваться для проведения госполитики, управления госимуществом, развития и модернизации отраслей и территорий. Это очень неявное определение — в практике и ЕС, и стран СНГ, которые имеют в списке юрлиц аналогичные структуры (например, Казахстан и Грузия), ППК является юрлицо, осуществляющие деятельность ради поддерживаемых государством в публичном праве целей, которые в чем-то несовместимы с предпринимательскими.

 

В российской версии ППК необязательно госструктура. Имущество ППК будут получать взносом от РФ или от компании-правопредшественника, как добровольные взносы или доходы от своей деятельности, причем РФ не отвечает по обязательствам ППК (верно и обратное). Нормы ГК о юрлицах к таким компаниям могут применяться "постольку, поскольку иное не предусмотрено специальным федеральным законом". В частности, ППК нельзя будет признавать банкротами. Создавать ППК сможет президент своим указом или Госдума, приняв федеральный закон. Закупки они будут проводить по правилам 223-ФЗ, как и госкомпании, Счетная палата сможет проверять работу ППК.

 

В Минэкономики "Ъ" сообщили, что действующие госкорпорации вообще не будут преобразовываться в ППК. "Более того, в Гражданском кодексе будет предусмотрена организационно-правовая форма — госкорпорация",— заявили в министерстве. Там отметили, что "после принятия специального закона у государства появится инструмент для создания организаций со специальной правоспособностью, но с унифицированным регулированием по вопросам совершения сделок, управления, аудита и реорганизации". Глава комитета Госдумы по собственности Сергей Гаврилов объяснил создание ППК тем, что "интересы частного капитала объективно не могут полностью совпадать с интересами государства — например, при реализации инновационной и промышленной политики". В фонде ЖКХ "Ъ" сообщили, что не были в курсе подготовки проекта, представитель фонда сообщил, что вероятное изменение правовой формы не помешает выполнить его задачи.

 

Работа будущих ППК, описанных в законе в самой общей форме, будет зависеть от того, что напишут в законе или указе о ее создании, какое имущество передадут и кого назначат в набсовет, соглашаются юристы Дмитрий Степанов из ЕПАМ и Евгений Жилин из ЮСТ. Вряд ли процесс создания таких компаний будет быстрым — скорее ППК могут быть востребованы в будущем с эволюцией российской политики. Так, июньский референдум в Швейцарии, одним из вопросов которого было внесение в конституцию страны гарантированного основного дохода (см. "Онлайн" от 4 июня), обсуждал перевод работы ряда швейцарских госмонополий (железных дорог SBB и телеком-оператора Swisscom) в форму, сходную с ППК ради ограничения их коммерческой активности,— такой сценарий возможен и для РФ.

Коммерсантъ 23.06.2016

 

 

 





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group