Госдума вернулась к законопроекту
Минэкономики о создании публично-правовых компаний, принятому в первом чтении
еще в 2013 году. Понятие ППК, напомним, существует в Гражданском кодексе (ГК) —
это один из видов юрлиц-некоммерческих организаций в
одной группе с общественными и религиозными организациями, ТСЖ, АНО и казачьими
обществами. Впрочем, больше о ППК, институте, наиболее широко работающем в
Евросоюзе, в ГК ничего не сказано — новый закон как раз призван сформулировать
задачи работы компаний публичного права, полномочия и прочие особенности работы
таких юрлиц.
Ранее предполагалось, что в ППК
будут преобразованы госкорпорации — инициативу
избавить российское законодательство от этого вида юрлиц высказывал Дмитрий Медведев еще на посту президента.
Однако в принятой вчера редакции закон не распространяется на большую часть
существующих корпораций — АСВ, ВЭБ, "Ростех", "Росатом" и "Роскосмос". Таким
образом, в ППК могут быть преобразованы АО, полностью находящиеся в федеральной
собственности, госкомпании и остальные госкорпорации
("Автодор", Фонд содействия реформе ЖКХ). По данным
Kartoteka.ru, в федеральной собственности сейчас находится почти 1,5 тыс. АО,
включая "Роснано", ОЭЗ, корпорацию поддержки малого и
среднего предпринимательства.
ППК, согласно принятому закону,
могут создаваться для проведения госполитики,
управления госимуществом, развития и модернизации отраслей и территорий. Это
очень неявное определение — в практике и ЕС, и стран СНГ, которые имеют в списке
юрлиц аналогичные структуры (например, Казахстан и
Грузия), ППК является юрлицо, осуществляющие
деятельность ради поддерживаемых государством в публичном праве целей, которые в
чем-то несовместимы с предпринимательскими.
В российской версии ППК
необязательно госструктура. Имущество ППК будут получать взносом от РФ или от
компании-правопредшественника, как добровольные взносы
или доходы от своей деятельности, причем РФ не отвечает по обязательствам ППК
(верно и обратное). Нормы ГК о юрлицах к таким
компаниям могут применяться "постольку, поскольку иное не предусмотрено
специальным федеральным законом". В частности, ППК нельзя будет признавать
банкротами. Создавать ППК сможет президент своим указом или Госдума, приняв
федеральный закон. Закупки они будут проводить по правилам 223-ФЗ, как и
госкомпании, Счетная палата сможет проверять работу ППК.
В Минэкономики "Ъ" сообщили, что
действующие госкорпорации вообще не будут
преобразовываться в ППК. "Более того, в Гражданском кодексе будет предусмотрена
организационно-правовая форма — госкорпорация",— заявили в министерстве. Там отметили, что "после принятия
специального закона у государства появится инструмент для создания организаций
со специальной правоспособностью, но с унифицированным регулированием по
вопросам совершения сделок, управления, аудита и реорганизации". Глава комитета
Госдумы по собственности Сергей Гаврилов объяснил создание ППК тем, что
"интересы частного капитала объективно не могут полностью совпадать с интересами
государства — например, при реализации инновационной и промышленной политики". В
фонде ЖКХ "Ъ" сообщили, что не были в курсе подготовки проекта, представитель
фонда сообщил, что вероятное изменение правовой формы не помешает выполнить его
задачи.
Работа будущих ППК, описанных в
законе в самой общей форме, будет зависеть от того, что напишут в законе или
указе о ее создании, какое имущество передадут и кого назначат в набсовет, соглашаются юристы Дмитрий Степанов из ЕПАМ и
Евгений Жилин из ЮСТ. Вряд ли процесс создания таких компаний будет быстрым —
скорее ППК могут быть востребованы в будущем с эволюцией российской политики.
Так, июньский референдум в Швейцарии, одним из вопросов которого было внесение в
конституцию страны гарантированного основного дохода (см. "Онлайн" от 4 июня),
обсуждал перевод работы ряда швейцарских госмонополий
(железных дорог SBB и телеком-оператора Swisscom) в
форму, сходную с ППК ради ограничения их коммерческой активности,— такой сценарий возможен и для РФ.
Коммерсантъ
23.06.2016