На главную Карта сайта
 
Библиография Общее собрание акционеров

О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров.



О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров.

Филимошин П.М.
заместитель начальника
Управления регулирования выпуска и
обращения эмиссионных ценных бумаг
ФКЦБ России


В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” дополнительные к предусмотренным указанным Федеральным законом требованиям к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” перечень дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Реализуя указанные полномочия, ФКЦБ России принято и введено в действие постановление ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. № 17/пс "Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров" (далее - Постановление).

Принятие указанного Постановления направлено на обеспечение осуществления акционерами права на участие в управлении акционерным обществом - права голоса на общем собрании акционеров, и обусловлено теми нарушениями, которые допускают акционерные общества при проведении общих собраний акционеров. При этом действие упомянутого Постановления распространяется на годовые и внеочередные общие собрания акционеров закрытых и открытых акционерных обществ, проводимые как в форме собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование), так и в форме заочного голосования.

Дополнительные требования к порядку подготовки общего собрания акционеров.

В соответствии со статьей 54 Федерального закона "Об акционерных обществах" подготовка общего собрания акционеров осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. При этом одними из ключевых моментов в данной процедуре является формирование повестки дня годового общего собрания и принятие решения о созыве внеочередного общего собрания акционеров. Определяя сроки внесения акционерами предложений в повестку дня общего собрания, лиц, имеющих право вносить такие предложения, сроки рассмотрения указанных предложений и принятия по ним решений советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, лиц, имеющих право требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, сроки принятия решения о созыве внеочередного общего собрания, Федеральный закон "Об акционерных обществах" тем не менее оставил без внимания многие процедурные вопросы, имеющие существенное значение при проведении и формировании повестки дня общего собрания.

Так, важное значение для принятия решения о включении вопроса в повестку дня годового общего собрания или о проведении внеочередного общего собрания имеет размер доли принадлежащих акционеру голосующих акций акционерного общества. Возможность внесения вопросов в повестку дня общего собрания Федеральный закон “Об акционерных обществах” связывает с долей принадлежащих акционеру голосующих акций в размере не менее чем 2 процента (пункт 1 статьи 53), а предъявления требования о проведении внеочередного общего собрания – с долей в размере не менее чем 10 процентов голосующих акций (пункт 1 статьи 55). Акция является именной ценной бумагой и в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” учет прав на акции осуществляется в системе ведения реестра. Соответственно размер доли принадлежащих акционеру голосующих акций может быть определен только по данным системы ведения реестра на определенную дату. Указание об определении (фиксировании) этой даты в Федеральном законе “Об акционерных обществах” содержится только по отношению к предъявлению акционером требования о проведении внеочередного общего собрания – в этом случае размер доли должен определяться на дату предъявления требования (пункт 1 статьи 55). Следует отметить, что при таком подходе акционер практически лишается возможности представить одновременно с требованием о проведении внеочередного общего собрания документ, подтверждающий размер доли принадлежащих ему голосующих акций (исключение составляет лишь случай, когда требование о проведении внеочередного общего собрания вручается акционером уполномоченному лицу акционерного общества под роспись в тот же день, когда он получает выписку со своего лицевого счета в системе ведения реестра (счета депо в депозитарии, если права на акции учитываются в депозитарии). Однако такая возможность представляется маловероятной). В свою очередь отсутствие такого документа вынуждает совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества проводить проверку соответствия количества принадлежащих акционеру голосующих акций установленному законом размеру. Иными словами совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества обязан запросить соответствующее подтверждение у лица, осуществляющего ведение реестра акционеров – регистратора (возможность ведения реестра акционеров (владельцев именных ценных бумаг) самим акционерным обществом – эмитентом в данном случае в расчет не принимается). Учитывая отведенный пунктом 6 статьи 55 Федерального закона “Об акционерных обществах” срок для принятия решения о созыве внеочередного общего собрания (5 дней с даты предъявления требования), а также принимая во внимание то обстоятельство, что права на акции могут учитываться не в системе ведения реестра, а у депозитария – номинального держателя, получение советом директоров (наблюдательным советом) упомянутого подтверждения до истечения отведенного законом срока во многих случаях может быть затруднено. Несколько снизить “остроту” данной проблемы позволяет введенная Постановлением норма о необходимости представления одновременно с требованием о проведении внеочередного общего собрания выписки со счета депо в депозитарии в случае, если учет прав на принадлежащие акционеру акции осуществляется в депозитарии. Указанная выписка хотя и не позволит совету директоров (наблюдательному совету) с уверенностью судить о доле принадлежащих акционеру голосующих акций на дату получения акционерным обществом требования, но предоставит ему информацию о лице, учитывающем права на такие акции. Обладая указанной информацией, совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества сможет получить необходимое подтверждение не через регистратора, а непосредственно у депозитария – лица, которое осуществляет учет прав на принадлежащие акционеру акции.

Однако введение данной нормы не может целиком решить вышеописанную проблему. Поэтому в отношении определения доли голосующих акций, принадлежащих акционеру, вносящему предложение о включении вопросов в повестку дня общего собрания, в Постановлении использован иной подход – размер указанной доли определяется на дату направления акционером такого предложения. Это позволяет акционеру одновременно с предложением представить (направить) документ, подтверждающий размер доли принадлежащих ему голосующих акций на дату направления предложения и, тем самым, освобождает в этом случае совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества от обязательного осуществления соответствующей проверки.

Другим важным "процедурным" вопросом является определение места проведения общего собрания акционеров. Не секрет, что многие акционерные общества используют определение места проведения общего собрания в качестве механизма, позволяющего отсечь акционеров – физических лиц от участия в общем собрании и обсуждения вопросов повестки дня. В целях пресечения данной практики в Постановлении закрепляется норма, обязывающая проводить общие собрания акционеров в том населенном пункте (городе, селе, поселке), которое является местом нахождения акционерного общества, если иное место проведения общего собрания не установлено в уставе или внутреннем документе, регулирующем деятельность общего собрания акционеров этого акционерного общества.

Следует обратить внимание также на дополнение в Постановлении перечня вопросов, решение по которым требуется принять при подготовке к проведению общего собрания акционеров (пункт 1 статьи 54 Федерального закона “Об акционерных обществах”). К указанным вопросам Постановление относит определение типа (типов) привилегированных акций, владельцы которых обладают правом голоса по вопросам повестки дня общего собрания, а при подготовке к проведению общего собрания, проводимого в форме собрания, - также определение времени начала регистрации лиц, участвующих в таком общем собрании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона "Об акционерных обществах" список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, составляется на основании данных реестра акционеров регистратором акционерного общества. Вместе с тем, право голоса по вопросам повестки дня общего собрания для привилегированных акций в общем случае зависит от выплаты акционерным обществом определенного в уставе размера дивиденда по этому типу привилегированных акций (пункт 5 статьи 32), а в частном случае - от содержания вопроса, включенного в повестку дня общего собрания (пункт 4 статьи 32). Учитывая, что регистратор акционерного общества может не обладать сведениями о фактическом состоянии с выплатой определенного в уставе дивиденда по привилегированным акциям, а также не уполномочен принимать решение о том, затрагивает ли содержание вопроса повестки дня общего собрания права владельцев привилегированных акций, он не может и не должен определять типы привилегированных акций акционерного общества, владельцы которых подлежат включению в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании. Такое решение должно принять само акционерное общество в лице соответствующего органа управления.

Определение времени начала регистрации лиц, имеющих право на участие в общем собрании, преследует цель технически обеспечить такую регистрацию до начала проведения общего собрания, учитывая, что состав счетной комиссии акционерного общества ограничен, а число акционеров (их представителей), которых необходимо зарегистрировать для участия в общем собрании, может быть значительным.

Практическое решение получила в Постановлении и проблема “бюллетеня для кумулятивного голосования”. В соответствии с общим правилом пункта 4 статьи 60 Федерального закона “Об акционерных обществах” варианты голосования, выраженные формулировками “за”, “против” или “воздержался”, должны быть указаны в бюллетене для голосования по каждому вопросу повестки дня общего собрания. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 66 Федерального закона “Об акционерных обществах” при кумулятивном голосовании число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. При этом избранными в состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

Таким образом, очевидно, что фамилии кандидатов в состав совета директоров (наблюдательный совет) акционерного общества должны указываться в бюллетене для голосования в рамках одного вопроса повестки дня общего собрания, а проблема заключалась в неопределенности вопроса о том, должны ли варианты голосования “за”, “против” или “воздержался” указываться по отношению к каждому кандидату или по отношению ко всем кандидатам в совет директоров (наблюдательный совет). Установив норму о том, что варианты голосования “за”, “против” или “воздержался” указываются в бюллетене один раз по отношению ко всем кандидатам в совет директоров (наблюдательный совет), Постановление устранило упомянутую неопределенность и фактически приравняло выбор акционером варианта голосования “против” или “воздержался” и одновременное проставление количества голосов, отдаваемых за одного или нескольких кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) к оставлению акционером в бюллетене более одного из возможных вариантов голосования, что автоматически влечет признание такого бюллетеня недействительным (статья 61 Федерального закона "Об акционерных обществах").

Дополнительные требования к порядку созыва общего собрания акционеров.

Содержание данного раздела Постановления сводится в основном к определению дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания акционеров. При этом в Постановлении выделяются следующие случаи, для которых состав дополнительной информации различается:

годовое общее собрание акционеров;

общее собрание, повестка дня которого содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета), членов ревизионной комиссии, членов счетной комиссии, членов коллегиального исполнительного органа акционерного общества, об образовании единоличного исполнительного органа и (или) об избрании ревизора акционерного общества;

общее собрание, повестка дня которого включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требования выкупа акционерным обществом акций;

общее собрание, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации акционерного общества.

Также следует отметить, что в указанном разделе Постановления впервые в практике правового регулирования деятельности акционерных обществ определяется содержание годового отчета акционерного общества, подлежащего утверждению на годовом общем собрании акционеров.

Так, в соответствии с пунктом 3.6. Постановления годовой отчет акционерного общества должен содержать:

положение акционерного общества в отрасли;

приоритетные направления деятельности акционерного общества;

отчет совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества о результатах развития акционерного общества по приоритетным направлениям его деятельности;

перспективы развития акционерного общества;

отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям акционерного общества;

описание основных факторов риска, связанных с деятельностью акционерного общества;

перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" крупными сделками, а также иных сделок, на совершение которых в соответствии с уставом акционерного общества распространяется порядок одобрения крупных сделок, с указанием по каждой сделке ее существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение об ее одобрении;

перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение об ее одобрении;

состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, включая информацию об изменениях в составе совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, имевших место в отчетном году, и сведения о членах совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями общества в течение отчетного года;

сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа (управляющем, управляющей организации) общества и членах коллегиального исполнительного органа общества, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями акционерного общества в течение отчетного года;

критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) акционерного общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа общества и каждого члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного или выплачиваемого по результатам отчетного года;

сведения о соблюдении акционерным обществом Кодекса корпоративного поведения;

иную информацию, предусмотренную уставом акционерного общества или иным внутренним документом акционерного общества.

Приведенное содержание годового отчета акционерного общества свидетельствует о том, что указанный документ не только декларативно, но и в действительности будет представлять собой отчет руководителей акционерного общества перед его акционерами за деятельность акционерного общества в отчетном году.

[p]


Количество просмотров: 159





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

13.10.2021
Контролирующее акционерное общество

30.09.2021
Новое положение о Раскрытии информации

30.09.2021
Гендир

30.09.2021
Что с акциями нового общества при выделении из АО?

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group