Разъяснен порядок реализации налоговыми органами
положений Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, которым внесены изменения
в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"
ФНС РФ ответила на вопросы, в
частности, о налоговых органах, в которые необходимо представлять уставы обществ
с ограниченной ответственностью с внесенными в них изменениями, документах,
представляемых для перерегистрации уставов, возможности операций с долями в
уставном капитале общества до приведения его устава в соответствие с новыми
требованиями, необходимости перерегистрации устава общества, находящегося в
стадии реорганизации или ликвидации, необходимости и порядка увеличения
уставного капитала общества, и т.д.
Разъяснены также последствия неприведения устава
общества в соответствие с упомянутым Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ
в срок до 1 января 2010 года. ФНС РФ объяснила, что из Закона N 312-ФЗ не
следует, что после указанного срока общества с ограниченной ответственностью не
вправе продолжить свою деятельность и внести необходимые изменения в устав. В
случае, если устав не будет приведен в соответствие с
Законом N 312-ФЗ, это не повлечет автоматическое исключение общества из ЕГРЮЛ.
Регистрирующие органы будут осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в
целях приведения их в соответствие с Законом N 312-ФЗ и после 1 января 2010
года.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ
СЛУЖБА
РАЗЪЯСНЕНИЕ
от 9 октября 2009 года
Вопрос 1. Какие документы и в какой налоговый орган
необходимо представить в целях приведения устава общества с ограниченной
ответственностью в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N
312-ФЗ?
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об
обществах с ограниченной ответственностью" изменения, внесенные в устав
общества, подлежат государственной регистрации и, в рассматриваемом случае,
приобретают силу для третьих лиц с момента такой регистрации. Поэтому обществам
необходимо после проведения внутри организации мероприятий, связанных с
внесением в устав соответствующих изменений, обратиться в налоговый орган по
месту своего нахождения, осуществляющий регистрацию юридических лиц.
Документы, которые должны быть представлены в регистрирующий орган в данной
ситуации, перечислены в статье 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей":
- заявление о государственной регистрации;
- решение о внесении изменений в учредительные документы общества;
- изменения, вносимые в учредительные документы общества. Указанные изменения
могут быть представлены в виде непосредственно изменений или устава в новой
редакции;
- документ об уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Вопрос 2. Какую форму заявления о
государственной регистрации необходимо использовать при приведении устава
общества с ограниченной ответственностью в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 N 312-ФЗ?
В рассматриваемой ситуации следует использовать форму N Р13001 "Заявление о
государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы
юридического лица".
При этом необходимо отметить следующее. Форма N Р13001, утвержденная
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, не содержит строки,
позволяющей отметить, что в данном случае изменения вносятся в устав общества в
целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ
(далее - Закон N 312-ФЗ). Однако указанное условие, учитывая положения пункта 5
статьи 5 указанного Закона, является основанием для
внесения регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц
(ЕГРЮЛ) одновременно с государственной регистрацией изменений устава сведений о
размерах долей участников общества.
Представляя в регистрирующий орган заявление по
утвержденной форме N Р13001, к нему (согласно пункту 3.7 раздела IV Методических
разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом
ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@) необходимо приложить отдельный лист,
подписанный заявителем, в котором указать, что данные изменения вносятся в устав
в целях приведения его в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N
312-ФЗ. Данный лист является неотъемлемой частью подаваемого в
регистрирующий орган заявления и должен быть "прошит" с заявлением. Количество
листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего
листа на месте прошивки (пункт 4 Требований к оформлению документов,
используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических
лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением
Правительства РФ от 19.06.2002 N 439).
При отсутствии в заявлении о государственной регистрации указанного листа с
соответствующим уточнением налоговый (регистрирующий) орган не будет
проинформирован, что одновременно с регистрацией устава необходимо внести в
ЕГРЮЛ сведения о размерах долей участников общества. Проверять же устав на
соответствие Закону N 312-ФЗ регистрирующий орган не вправе в силу положений
пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Заявитель может использовать также рекомендуемую форму N Р13001, размещенную
на сайте ФНС России в рубрике "Государственная регистрация и учет
налогоплательщиков", которая содержит специальную строку о приведении устава
общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ.
Вопрос 3. Каковы последствия неприведения устава общества с ограниченной ответственностью
в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ до 1 января 2010
года?
Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее - Закон N
312-ФЗ) установлен срок для приведения уставов обществ в соответствие с
действующей с 1 июля 2009 года редакцией Федерального закона от 08.02.1998 N
14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" - не позднее 1 января 2010
года. Однако из Закона N 312-ФЗ не следует, что после указанного срока
общества с ограниченной ответственностью не вправе продолжить свою деятельность
и внести необходимые изменения в устав.
Учитывая вышесказанное, неприведение уставов
обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с Законом N 312-ФЗ не
повлечет за собой их автоматическое исключение из ЕГРЮЛ. Регистрирующие органы
будут осуществлять регистрацию изменений уставов обществ в целях приведения их в
соответствие с Законом N 312-ФЗ и после 1 января 2010 года.
При этом до приведения устава общества в соответствие с Законом N 312-ФЗ (как
до, так и после 1 января 2010 года) он будет действовать в части, не
противоречащей новым требованиям законодательства об ООО.
Кроме того, до приведения устава в соответствие с новыми требованиями
законодательства в Едином государственном реестре юридических лиц будут
отсутствовать сведения о размерах долей участников общества, поскольку
регистрирующий орган обязан их внести при регистрации нового устава
общества.
Вопрос 4. В соответствии с пунктом 2
статьи Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ уставы и учредительные
договоры обществ с ограниченной ответственностью, созданных до 1 июля 2009 года,
подлежат приведению в соответствие с указанным Федеральным законом. Должен ли
учредительный договор общества после приведения в соответствие с законом
представляться в регистрирующий орган наряду с уставом?
При приведении устава общества в соответствие с Федеральным законом от
30.12.2008 N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ) новую редакцию учредительного
договора в регистрирующий орган представлять не нужно. В соответствии с Законом
N 129-ФЗ государственной регистрации подлежат учредительные документы
юридических лиц. Учредительные договоры обществ с ограниченной ответственностью
с 1 июля 2009 года утратили силу учредительных документов (п. 4 ст. 5 Закона N
312-ФЗ), поэтому их государственная регистрация после указанной даты
осуществляться не будет.
Вопрос 5. Возможно ли отчуждение доли или части доли в уставном
капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения его устава в
соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 N
312-ФЗ?
Ни Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с
ограниченной ответственностью", ни Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
не содержат ограничений, связанных с возможностью отчуждения доли или части доли
в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью до приведения его
устава в соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 N
312-ФЗ. Поэтому заявление о государственной регистрации изменений,
связанных с отчуждением участником (участниками) доли или части доли в уставном
капитале общества, может быть представлено в регистрирующий орган до
представления документов, связанных с приведением устава данного общества в
соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ.
Вопрос 6. Можно ли зарегистрировать
новое место нахождения общества с ограниченной ответственностью или внести
изменения в сведения о руководителе общества до приведения его
устава в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N
312-ФЗ?
Неприведение устава общества в соответствие с
нормами Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ не может являться основанием
для отказа в государственной регистрации изменений сведений об обществе, в том
числе и сведений о месте нахождения организации или ее
руководителе.
Вопрос 7. Должны ли
общества с ограниченной ответственностью, зарегистрированные до 1 июля 2009 года
и находящиеся в процессе реорганизации или ликвидации, а также планирующие
провести реорганизацию или добровольную ликвидацию, привести свои уставы в
соответствие с нормами Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ до подачи в
регистрирующий орган документов, необходимых для внесения в государственный
реестр записи о завершении реорганизации или ликвидации общества, а также
перед началом процедуры реорганизации или ликвидации?
В рассматриваемых случаях приведение уставов общества в соответствие с
Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ (далее - Закон N 312-ФЗ)
представляется нецелесообразным.
С точки зрения законодательства о регистрации юридических лиц неприведение устава общества в соответствие с требованиями
Закона N 312-ФЗ не может являться основанием для отказа в государственной
регистрации юридических лиц, создаваемых или прекращающих деятельность в
результате реорганизации, а также ликвидации юридического лица. То же самое
относится и к внесению в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации или
ликвидации общества с ограниченной ответственностью.
Вопрос 8. В связи с вступлением в
силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ должен ли быть увеличен уставный
капитал общества с ограниченной ответственностью в случае, если его размер
составляет менее 10 000 руб?
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от
08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в редакции,
действовавшей до 1 июля 2009 года, размер уставного капитала общества с
ограниченной ответственностью должен быть не менее 100 МРОТ (стократной величины
минимального размера оплаты труда), установленного федеральным законом на дату
представления документов для государственной регистрации общества.
Таким образом, требование к размеру уставного капитала общества предъявлялось
законодательством об обществах с ограниченной ответственностью только на момент
его государственной регистрации, что позволяло обществам, созданным до 1 марта
1998 года, до настоящего времени не увеличивать свой уставный капитал до
минимального размера - 10 000 руб.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2008 N
312-ФЗ, указанная норма сформулирована следующим образом: размер уставного
капитала общества должен быть не менее чем 10 000 руб.
Таким образом, с 1 июля 2009 года размер уставного капитала общества должен
быть не менее 10 000 руб. не только на момент его государственной регистрации,
но и в любой другой момент.
Указанные изменения влекут за собой необходимость увеличения размера
уставного капитала общества с ограниченной ответственностью до 10 000 руб.
Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N
14-ФЗ сведения о размере уставного капитала общества должны отражаться в его
уставе. Поэтому устав общества, приведенный в соответствие с Федеральным законом
от 30.12.2008 N 312-ФЗ, должен содержать соответствующие требованиям
законодательства сведения об уставном капитале.
Вопрос 9. Общество увеличило уставный
капитал. Возможно ли внесение изменений в сведения об уставном капитале
общества, содержащиеся в ЕГРЮЛ, одновременно с приведением его устава в
соответствие с требованиями Федерального закона от 30.12.2008 N
312-ФЗ?
Увеличение уставного капитала общества связано с необходимостью внесения
изменений в его устав, поскольку на основании положений пункта 2 статьи 12
Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной
ответственностью" сведения о размере уставного капитала общества должны
содержаться в его уставе.
В рассматриваемом случае в заявлении о государственной регистрации по форме N
Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением устава в
соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, необходимо заполнить
соответствующую строку и лист заявления, связанный с увеличением уставного
капитала.
Отметим, что увеличение уставного капитала обществ с ограниченной
ответственностью связано с изменением номинальной стоимости (в предусмотренных
законом случаях - размера) долей участников общества (статья 18 и 19
Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ). Указанные сведения должны быть
представлены в регистрирующий орган для отражения в ЕГРЮЛ.
Вопрос 10. Общество изменило место
нахождения. Возможно ли внесение изменений в сведения о месте
нахождения общества, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических
лиц, одновременно с приведением устава общества в соответствие с Федеральным
законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, учитывая, что сведения о месте нахождения
согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ должны
отражаться в его уставе?
Да, это возможно. Для этого в заявлении о государственной регистрации по
форме N Р13001 наряду со строкой и листами заявления, связанными с приведением
устава в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, необходимо
заполнить соответствующую строку и лист заявления, связанный с изменением места
нахождения.
Вопрос 11. На основании пункта 2
статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (в редакции, действовавшей
до 1 июля 2009 года) сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого
участника общества должны были быть отражены в его уставе. После 1 июля 2009
года указанное требование исключено из приведенной нормы Федерального закона от
08.02.1998 N 14-ФЗ. Вместе с тем, рассматриваемая норма в действующей редакции
предусматривает, что устав общества может также содержать иные положения, не
противоречащие указанному закону и иным федеральным законам. Могут ли сведения о
размерах долей участников общества быть включены в устав после 1 июля 2009
года?
Отражение в уставе общества с ограниченной ответственностью после 1 июля 2009
года сведений о размерах и номинальной стоимости долей его участников не будет
противоречить положениям законодательства об обществах с ограниченной
ответственностью. В данной ситуации скорее нужно говорить о целесообразности
включения в устав общества сведений об участниках, учитывая новые положения
Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, в частности, об обязанности общества
вести список его участников, о приоритетности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, пока
не будет установлено иное.
Вопрос 12. Внесенные в Единый
государственный реестр юридических лиц сведения о размерах и номинальной
стоимости долей участников общества признаются достоверными до тех пор, пока их
достоверность не будет опровергнута нотариально удостоверенными документами или
заявлениями, подписанными всеми указанными в ЕГРЮЛ участниками общества, либо
пока иное не будет установлено решением суда. О каких заявлениях участников
общества идет речь?
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N
129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" (в редакции Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ),
заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по
форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом
исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица
(заявителя), подлинность которой должна быть
засвидетельствована в нотариальном порядке.
До утверждения форм заявлений о государственной регистрации
в установленном законодательством порядке в рассматриваемой ситуации
рекомендуется использовать форму N Р14001 "Заявление о внесении изменений в
сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре
юридических лиц", размещенную на сайте ФНС России в рубрике "Государственная
регистрация и учет налогоплательщиков" по адресу www.nalog.ru
.
В указанной рекомендуемой форме лист
заявления, в котором проставляется подпись заявителя и предусмотрено место для
свидетельствования подписи в нотариальном порядке, расположен в конце заявления,
что позволяет заполнить его в отношении каждого участника отдельно и приложить к
одному заявлению.