Федеральная налоговая служба получает большое
количество обращений со стороны налогоплательщиков и представителей средств
массовой информации о переходных положениях Федерального закона от 30 декабря
2008 года N 312-ФЗ, упрощенно именуемых в СМИ как "перерегистрация
ООО". Несмотря на многочисленные комментарии и разъяснения ФНС России по
данному вопросу, в отдельных информационных материалах, к сожалению, искажаются
цель, а самое главное, последствия положений Закона, которые предусматривают
необходимость приведения уставов обществ с ограниченной ответственностью в
соответствие с законодательством. В этой связи необходимо пояснить следующее.
Как правило, в качестве цели переходных положений
Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ указывается переучет
действующих и ликвидация недействующих обществ с ограниченной ответственностью.
Однако налоговые органы имеют информацию о том, какие юридические лица являются
действующими, а меры по исключению из Единого государственного реестра
недействующих юридических лиц (ЕГРЮЛ) успешно применяются налоговыми органами с
2005 года в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Поэтому, по данному вопросу дополнительных законодательных изменений не
требовалось.
Урегулирования требовала выявленная в ходе
применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц
проблема рейдерства. Поэтому вступившие в силу с 1 июля 2009 года изменения в
законодательство, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N
312-ФЗ, носят, в том числе, и антирейдерский характер, поскольку направлены на
противодействие корпоративным захватам, защиту прав и законных интересов
участников обществ с ограниченной ответственностью и их инвесторов, что следует
и из пояснительной записки к проекту рассматриваемого Федерального закона. Речь
идет, в частности, о нормах, связанных с нотариальным удостоверением сделок по
отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной
ответственностью, внесением в ЕГРЮЛ сведений, связанных с таким переходом,
подачей в суд иска о признании прав на долю.
Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ
"Об обществах с ограниченной ответственностью" в редакции
Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ иным образом регулирует не
только отношения, связанные с переходом доли или части доли участника в
уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другим лицам или к
самому обществу, но и основные стороны внутрикорпоративного управления в
обществе. Поэтому в обсуждаемый Федеральный закон включена норма о
необходимости приведения уставов обществ, зарегистрированных до 1 июля 2009
года, в соответствие с новыми требованиями законодательства. В этом и
заключается цель того, что называют "перерегистрацией".
По сути, приведение устава общества с
ограниченной ответственностью в соответствие с внесенными Федеральным законом
от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ изменениями для участников общества означает
возможность реализовать предоставленные законом права, соблюсти свои
собственные интересы, а также обеспечить их защиту.
В этой связи термин "перерегистрация
ООО" в данном случае не отражает сути рассматриваемых положений Федерального
закона от 30 декабря 2008 года, поскольку прохождение или не прохождение
процедуры приведения устава в соответствие с законодательством об обществах с
ограниченной ответственностью, действующего с 1 июля 2009 года, ни коим образом
не может отразиться на правоспособности общества. Исключение из ЕГРЮЛ обществ,
не исполнивших обязанность по внесению в свои уставы предусмотренных
законодательством изменений, по решению регистрирующего органа не
предусмотрено. Закон не предусматривает также специальных санкций для обществ,
чьи уставы не приведены в соответствие с законодательством к 1 января 2010
года. Уставы таких обществ будут применяться в части, не противоречащей
законодательным актам Российской Федерации, как это происходит и в настоящее
время.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что
одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы
обществ с ограниченной ответственностью с целью приведения их в соответствие с
действующими законодательными актами, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ
сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников регистрируемых
обществ. Указанные сведения проверяются нотариусами при нотариальном
удостоверении сделок по отчуждению или по залогу доли или части доли в уставном
капитале общества с ограниченной ответственностью. Поэтому их наличие в ЕГРЮЛ
и, следовательно, в выписке из ЕГРЮЛ, может упростить документальное
подтверждение полномочий лица, отчуждающего или передающего в залог долю или
часть доли, на распоряжение ими.
В целом по России к концу октября перерегистрацию
уставов осуществили около десяти процентов обществ с ограниченной
ответственностью. При этом, начиная с середины сентября количество обращений в
налоговые органы в связи с приведением уставов обществ с ограниченной
ответственностью в соответствие с законодательством, резко увеличилось, что
неизбежно повлекло за собой возникновение очередей.
Наиболее напряженная ситуация с очередями
создалась в городах с большим количеством зарегистрированных обществ с
ограниченной ответственностью. В пиковые часы регистрационный центр Москвы –
МИФНС N 46 – принимал свыше четырех тысяч заявлений при средней максимальной
расчетной нагрузке около двух тысяч. Проблема очередей именно в этой инспекции
была искусственно создана отдельными фирмами, оказывающие услуги по регистрации
организаций, которые обнаружили в переходных положениях Федерального закона от
30 декабря 2008 года N 312-ФЗ выгоду для себя и поспешили этим воспользоваться.
В настоящее время очереди наблюдаются только в утренние часы. По состоянию на
23, 27 и 28 октября 2009 года в пять часов дня подать документы можно было без
очереди. Следует отметить, что независимо от нагрузки на инспекцию, прием
документов производится в течение 2-5 минут, а регистрационные действия
совершаются в установленный срок (не более пяти рабочих дней). Данные сроки
удалось выдержать путем введения многосменного графика работы сотрудников
инспекции при одновременном увеличении времени работы инспекции (инспекция
принимает документы от заявителей с 7 утра до 21.00 вечера).
Вместе с тем, во избежание возможных неудобств
для заявителей, связанных с очередями, обществам с ограниченной
ответственностью, зарегистрированным на территории Москвы и желающим внести
изменения в устав, рекомендуется направлять документы в инспекцию почтовым
отправлением с объявленной ценностью и описью вложения по адресу: МИФНС России
N 46 по г. Москва, Походный проезд, влд. 3, корп. 1, г. Москва, 125373. Также
заявители могут представить документы в инспекцию через доверенное лицо в
специально отведенные окна (таким образом, личное присутствие генерального
директора либо учредителя общества не требуется).
Федеральная налоговая служба информирует общества
с ограниченной ответственностью, что регистрация изменений уставов обществ в
целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008
года N 312-ФЗ будет осуществляться налоговыми органами и после 1 января 2010
года.