На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Нормативные акты федеральных ведомств

Информационное письмо ФНС России о переходных положениях Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ (о перерегистрация ООО).

Дата публикации: 30.10.2009


Федеральная налоговая служба получает большое количество обращений со стороны налогоплательщиков и представителей средств массовой информации о переходных положениях Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ, упрощенно именуемых в СМИ как "перерегистрация ООО". Несмотря на многочисленные комментарии и разъяснения ФНС России по данному вопросу, в отдельных информационных материалах, к сожалению, искажаются цель, а самое главное, последствия положений Закона, которые предусматривают необходимость приведения уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством. В этой связи необходимо пояснить следующее.

Как правило, в качестве цели переходных положений Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ указывается переучет действующих и ликвидация недействующих обществ с ограниченной ответственностью. Однако налоговые органы имеют информацию о том, какие юридические лица являются действующими, а меры по исключению из Единого государственного реестра недействующих юридических лиц (ЕГРЮЛ) успешно применяются налоговыми органами с 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Поэтому, по данному вопросу дополнительных законодательных изменений не требовалось.

Урегулирования требовала выявленная в ходе применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц проблема рейдерства. Поэтому вступившие в силу с 1 июля 2009 года изменения в законодательство, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ, носят, в том числе, и антирейдерский характер, поскольку направлены на противодействие корпоративным захватам, защиту прав и законных интересов участников обществ с ограниченной ответственностью и их инвесторов, что следует и из пояснительной записки к проекту рассматриваемого Федерального закона. Речь идет, в частности, о нормах, связанных с нотариальным удостоверением сделок по отчуждению доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, внесением в ЕГРЮЛ сведений, связанных с таким переходом, подачей в суд иска о признании прав на долю.

Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ иным образом регулирует не только отношения, связанные с переходом доли или части доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к другим лицам или к самому обществу, но и основные стороны внутрикорпоративного управления в обществе. Поэтому в обсуждаемый Федеральный закон включена норма о необходимости приведения уставов обществ, зарегистрированных до 1 июля 2009 года, в соответствие с новыми требованиями законодательства. В этом и заключается цель того, что называют "перерегистрацией".

По сути, приведение устава общества с ограниченной ответственностью в соответствие с внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ изменениями для участников общества означает возможность реализовать предоставленные законом права, соблюсти свои собственные интересы, а также обеспечить их защиту.

В этой связи термин "перерегистрация ООО" в данном случае не отражает сути рассматриваемых положений Федерального закона от 30 декабря 2008 года, поскольку прохождение или не прохождение процедуры приведения устава в соответствие с законодательством об обществах с ограниченной ответственностью, действующего с 1 июля 2009 года, ни коим образом не может отразиться на правоспособности общества. Исключение из ЕГРЮЛ обществ, не исполнивших обязанность по внесению в свои уставы предусмотренных законодательством изменений, по решению регистрирующего органа не предусмотрено. Закон не предусматривает также специальных санкций для обществ, чьи уставы не приведены в соответствие с законодательством к 1 января 2010 года. Уставы таких обществ будут применяться в части, не противоречащей законодательным актам Российской Федерации, как это происходит и в настоящее время.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что одновременно с государственной регистрацией изменений, вносимых в уставы обществ с ограниченной ответственностью с целью приведения их в соответствие с действующими законодательными актами, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о размерах и номинальной стоимости долей участников регистрируемых обществ. Указанные сведения проверяются нотариусами при нотариальном удостоверении сделок по отчуждению или по залогу доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Поэтому их наличие в ЕГРЮЛ и, следовательно, в выписке из ЕГРЮЛ, может упростить документальное подтверждение полномочий лица, отчуждающего или передающего в залог долю или часть доли, на распоряжение ими.

В целом по России к концу октября перерегистрацию уставов осуществили около десяти процентов обществ с ограниченной ответственностью. При этом, начиная с середины сентября количество обращений в налоговые органы в связи с приведением уставов обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с законодательством, резко увеличилось, что неизбежно повлекло за собой возникновение очередей.

Наиболее напряженная ситуация с очередями создалась в городах с большим количеством зарегистрированных обществ с ограниченной ответственностью. В пиковые часы регистрационный центр Москвы – МИФНС N 46 – принимал свыше четырех тысяч заявлений при средней максимальной расчетной нагрузке около двух тысяч. Проблема очередей именно в этой инспекции была искусственно создана отдельными фирмами, оказывающие услуги по регистрации организаций, которые обнаружили в переходных положениях Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ выгоду для себя и поспешили этим воспользоваться. В настоящее время очереди наблюдаются только в утренние часы. По состоянию на 23, 27 и 28 октября 2009 года в пять часов дня подать документы можно было без очереди. Следует отметить, что независимо от нагрузки на инспекцию, прием документов производится в течение 2-5 минут, а регистрационные действия совершаются в установленный срок (не более пяти рабочих дней). Данные сроки удалось выдержать путем введения многосменного графика работы сотрудников инспекции при одновременном увеличении времени работы инспекции (инспекция принимает документы от заявителей с 7 утра до 21.00 вечера).

Вместе с тем, во избежание возможных неудобств для заявителей, связанных с очередями, обществам с ограниченной ответственностью, зарегистрированным на территории Москвы и желающим внести изменения в устав, рекомендуется направлять документы в инспекцию почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения по адресу: МИФНС России N 46 по г. Москва, Походный проезд, влд. 3, корп. 1, г. Москва, 125373. Также заявители могут представить документы в инспекцию через доверенное лицо в специально отведенные окна (таким образом, личное присутствие генерального директора либо учредителя общества не требуется).

Федеральная налоговая служба информирует общества с ограниченной ответственностью, что регистрация изменений уставов обществ в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ будет осуществляться налоговыми органами и после 1 января 2010 года.

 





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group