На главную Карта сайта
 
Библиография Общее собрание акционеров

Вступление в силу решений общего собрания акционеров.




Екатерина Ткаченко,
руководитель отдела корпоративного права проекта "Консалтинг.Стандарт"

Рынок ценных бумаг № 19, 2002


Порядок принятия решений на общем собрании акционеров регулируется федеральным законом № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. <Об акционерных обществах> (далее -Закон) и детально регламентируется Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыву и проведению общего собрания акционеров, утвержденным Постановлением ФКЦБ России № 17/пс от 31 мая 2002 г. (далее - Положение).

Однако ни Закон, ни Положение не содержат норм о порядке вступления в силу решений общего собрания акционеров и не позволяют четко разграничить момент, когда решение общего собрания акционеров считается принятым, и момент, когда такое решение вступает в силу.

На практике вопрос о соотношении момента принятия и момента вступления в силу решения общего собрания акционеров имеет существенное значение.

Наиболее наглядным будет пример, когда на общем собрании акционеров рассматривается вопрос о принятии изменений к уставу общества.

Момент вступления в силу устава в новой редакции для разных категорий лиц будет не одинаков. Для лиц, не являющихся акционерами, устав вступит в силу с момента государственной регистрации изменений в соответствии с п. 3 ст. 52 ГК РФ. Однако очевидно, что для акционеров общества новый устав вступит в силу ранее - с момента принятия решения об утверждении устава в новой редакции (на это, в частности, указал Президиум Высшего арбитражного суда в Постановлении № 1355/98 от 25 августа 1998 г.).

В связи с этим возникает вопрос: с какого момента решение общего собрания акционеров считается вступившим в силу?

Ни закон <Об акционерных обществах>, ни Положение не дают на него ясного ответа.

Между тем подобный вопрос урегулирован в ряде зарубежных нормативных актов. Так, Закон об акционер- ных обществах Республики Молдова № 1134-XIII от 2 апреля 1997 г. определяет, что решение общего собрания акционеров вступает в силу со дня объявления итогов голосования, если более поздний срок его вступления не предусмотрен указанным законом, иными законодательными актами или решением общего собрания (ст. 63).

В российской же практике подходы к решению данного вопроса различаются. Практикующие юристы в качестве определяющих выделяют следующие критерии: момент оглашения результатов голосования по вопросам повестки дня, момент составления протокола об итогах голосования, момент извещения акционеров об итогах голосования в форме отчета, а также момент составления протокола общего собрания акционеров.

Как представляется, момент вступления в силу решения общего собрания будет зависеть от круга лиц, на которых такое решение распространяется (акционеры или третьи лица), типа вопроса, по которому принимается решение (процедурные или общие вопросы), а также от формы и порядка проведения общего собрания (в форме собрания или заочного голосования).

Рассмотрим ситуацию, когда общее собрание акционеров проводится в форме заочного голосования.

Согласно п. 4.19 Положения датой проведения собрания в форме заочного голосования является дата окончания приема бюллетеней для голосования. Не позднее 15 дней с этой даты составляются протокол об итогах голосования и протокол общего собрания акционеров, отражающий формулировки принятых решений. Именно с даты составления протокола об итогах голосования и протокола общего собрания акционеров принятые решения вступят в силу. Далее принятые решения и результаты голосования должны доводиться до акционеров в форме отчета об итогах, направляемого акционерам не позднее 10 дней после составления протокола об итогах голосования.

Существует мнение, что решение общего собрания акционеров, проводимого в форме заочного голосования, вступает в силу с момента направления акционерам отчета об итогах голосования. С этой точкой зрения трудно согласиться. Подведение итогов голосования и их фиксация в протоколе об итогах голосования и протоколе общего собрания акционеров - это этап, в результате которого решения считаются принятыми. Очевидно, что они вступают в силу с той же даты, когда были составлены названные протоколы. Что касается доведения итогов и принятых решений до сведения акционеров, то это является обязанностью соответствующих должностных лиц общества, однако с исполнением этой обязанности не может быть связан факт вступления решений в силу, тем более что сообщения могут направляться акционерам в разные сроки в пределах 10 дней.

Несколько иначе выглядит ситуация, когда общее собрание акционеров проводится в форме собрания (совместного присутствия). В данном случае акционерам приходится решать как процедурные вопросы, связанные с порядком ведения собрания, так и основные вопросы, составляющие повестку дня.

При этом практикуются два подхода к порядку принятия решений и определению момента вступления их в силу в зависимости от типа вопроса, рассматриваемого на собрании:

· Вариант 1: рассматриваются процедурные вопросы о порядке ведения общего собрания.
В этом случае необходимость руководствоваться принятыми решениями и исполнять их возникает сразу же, на том же собрании. В этой связи решения по процедурным вопросам принимаются и вступают в силу последовательно: обсуждение вопроса, голосование, оглашение итогов и принятого решения, обсуждение следующего вопроса с учетом уже принятого решения. При этом акционеры, которые явились на собрание позже, уже не смогут принять участие в голосовании по ранее рассмотренным процедурным вопросам. В данном случае моментом вступления решения в силу будет момент оглашения итогов голосования по процедурному вопросу.
· Вариант 2: рассматриваются общие вопросы повестки дня.
Порядок принятия решений по вопросам, не являющимся процедурными, отличается от описанного выше. В этом случае, как правило, происходит обсуждение вопросов повестки дня, голосование и, возможно, объявление предварительных итогов голосования в течение собрания, но окончательный подсчет голосов и объявление результатов осуществляются лишь в конце собрания. Это связано с тем, что акционеры, явившиеся на собрание позже, могут проголосовать по всем вопросам повестки дня, в том числе по вопросам, обсуждавшимся ранее.
Именно такой подход отражен в Положении. Согласно п. 4.9 Положения регистрация лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и не зарегистрировавшихся для участия в нем до его открытия, оканчивается не ранее завершения обсуждения последнего вопроса повестки дня собрания, по которому имеется кворум.
Лица, зарегистрировавшиеся для участия в общем собрании акционеров, вправе голосовать по всем вопросам повестки дня с момента открытия общего собрания и до его закрытия. В случае если в соответствии с уставом общества, внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, или решением общего собрания, определяющим порядок ведения общего собрания, итоги голосования и решения, принятые общим собранием, оглашаются на общем собрании, зарегистрировавшиеся лица вправе голосовать по всем вопросам повестки дня с момента открытия общего собрания и до момента начала подсчета голосов по вопросам повестки дня.
Таким образом, мы не можем применить вариант, используемый в случае рассмотрения процедурных вопросов, и считать решение вступившим в силу до рассмотрения всех остальных вопросов, ведь в течение собрания может зарегистрироваться и проголосовать новый участник, в результате чего окончательные результаты голосования по ранее рассмотренному вопросу изменятся.
Кроме того, исходя из смысла Положения, подсчет голосов должен вестись одновременно по всем вопросам повестки дня (за исключением процедурных вопросов). В этом случае все решения, принятые на общем собрании, вступят в силу одновременно.
Таким образом, можно сформулировать два принципа определения момента вступления в силу решений общего собрания по вопросам, не относящимся к процедурным:
· если результаты голосования и принятые решения были объявлены на самом собрании, то такие решения вступят в силу в момент объявления результатов голосования, т.е. с даты проведения собрания;
· если результаты голосования на собрании не объявлялись, то в течение 15 дней должен быть проведен подсчет голосов и оформлены протокол об итогах голосования и протокол общего собрания акционеров. В этом случае решения вступят в силу с даты составления названных протоколов.
Проиллюстрируем ситуацию, когда была сделана попытка применить правила, подходящие лишь для процедурных вопросов, к иным рассматриваемым на общем собрании вопросам.
На годовом общем собрании, помимо прочих, рассматриваются:
· процедурные вопросы о порядке ведения общего собрания акционеров;
· вопрос об избрании нового состава совета директоров;
· вопрос о принятии Устава АО в новой редакции.
При этом уставом АО в старой редакции предусмотрено, что совет директоров общества состоит из 5 членов. Новая редакция устава предусматривает состав совета директоров из 7 членов.
Возникает вопрос: можно ли на данном общем собрании акционеров принять Устав в новой редакции и избрать новый состав совета директоров из 7 членов, руководствуясь уже новой редакцией?
Общее собрание при решении этого вопроса столкнулось со следующими проблемами:
1) порядок ведения общего собрания акционеров будет выглядеть следующим образом: сначала обсуждаются все вопросы повестки дня, далее проходит голосование последовательно по каждому вопросу, а в конце собрания подсчитываются голоса и оглашаются итоги голосования и принятые решения по всем вопросам повестки дня;
2) так как к моменту проведения общего собрания акционеров новая редакция устава еще не принята, выборы в совет директоров будут проводиться в соответствии со старой редакцией (в составе 5 членов);
3) на том же собрании будет принята новая редакция устава, предусматривающая совет директоров в составе 7 членов.
Однако впоследствии общество может столкнуться с проблемой, когда в новой редакции устава содержится требование о составе совета директоров из 7 членов, а в обществе будет действовать совет директоров из 5 членов. В этом случае совет директоров будет нелигитимным, а его решения будут противоречить уставу.
Попытка решить эту проблему выглядела следующим образом:
1) в рамках вопроса о порядке ведения общего собрания акционеров было принято решение сначала рассмотреть вопрос об утверждении устава в новой редакции, проголосовать, подсчитать и огласить результаты голосования по этому вопросу, а далее избрать членов совета директоров в соответствии с новой редакцией устава;
2) решение об утверждении новой редакции устава было принято, причем подсчет голосов и оглашение результатов были проведены сразу же после обсуждения и голосования по этому вопросу;
3) поскольку решение об утверждении новой редакции устава вступило в силу, был сформирован совет директоров в составе 7 членов.
В данной ситуации общее собрание акционеров исходило из того, что решение по конкретному вопросу вступает в силу с момента оглашения решения и результатов голосования на общем собрании акционеров, а следующие решения должны приниматься с учетом уже принятых на том же собрании.
Очевидно, что такое решение этой проблемы не может считаться удачным. При избрании совета директоров в количестве, предусмотренном новым уставом, собранием был применен принцип, допустимый лишь при решении процедурных вопросов. На самом деле совет директоров не мог избираться в соответствии с новым уставом, так как до окончания собрания нельзя было точно определить, будет ли новый устав принят.
Правильным было бы избрать совет директоров в составе, предусмотренном старым уставом, а в дальнейшем, уже после государственной регистрации изменений, провести внеочередное общее собрание и сформировать новый состав совета директоров из 7 членов.
Особо следует выделить вопрос о вступлении в силу решений общего собрания для третьих лиц, не являющихся акционерами.
Так, решения общего собрания об одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью, о реорганизации, ликвидации, уменьшении уставного капитала могут не только иметь значение для акционеров, но также влиять на права и обязанности третьих лиц.
Момент вступления в силу изменений к уставу общества для третьих лиц определен в п. 3 ст. 52 ГК РФ - это момент государственной регистрации изменений.
Полагаем, что в отношении иных вопросов решающим для третьих лиц будет наличие правильно оформленного протокола общего собрания акционеров: именно с момента составления такого протокола решение общего собрания акционеров вступит для них в силу.
При отсутствии протокола общего собрания акционеров вряд ли можно будет ссылаться на наличие какого-либо решения в отношениях с третьими лицами. Например, при отсутствии документально подтвержденного решения общего собрания контрагент общества по крупной сделке не сможет подтвердить факт принятия решения об одобрении такой сделки.
Небезынтересно также рассмотреть возможность отсрочки вступления в силу решений общего собрания акционеров. В этом случае принципиальным является вопрос, может ли момент вступления в силу решения общего собрания акционеров определяться самим решением.
Исходя из того, что закон прямо не запрещает предусмотреть в самом решении общего собрания особый срок его вступления в силу, а также при отсутствии в законодательстве норм о моменте вступления в силу решения общего собрания, полагаем, что этот вопрос может быть урегулирован как уставом или внутренним документом общества, так и решением общего собрания.
Особо стоит отметить возникающий на практике вопрос об отсрочке вступления в силу отдельных положений устава общества.
В рассмотренном выше примере, когда на одном общем собрании акционеров одновременно стоял вопрос об утверждении устава в новой редакции и о выборах в совет директоров, для решения проблемы одним из акционеров было предложено включить в устав общества норму об отсрочке вступления в силу пункта, определяющего новый состав совета директоров. В этом случае общество в течение года смогло бы работать с советом директоров из 5 членов, а на следующем годовом общем собрании акционеров сформировало бы новый состав совета директоров из 7 членов.
Однако однозначного мнения о том, могут ли отдельные положения устава общества вступать в силу в срок, указанный в самом уставе, на данный момент не существует.
В качестве иллюстрации можно привести решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 21 января 2001 г. по делу о признании недействительным решения общего собрания акционеров ОАО <Тагмет>. Устав ОАО включал положение о том, что его отдельный пункт вступает в силу не в момент государственной регистрации изменений к уставу, а по истечении определенного срока. Суд посчитал, что такое положение противоречит ст. 52 ГК РФ, так как изменения к уставу вступают в силу с момента государственной регистрации, данная норма является императивной и законом не предусмотрена возможность изменения ее в уставе общества.
Как представляется, такой подход нельзя считать единственно правильным, так как норма ст. 52 ГК РФ, направленная на защиту прав третьих лиц, означает, что изменения к уставу не могут вступить в силу раньше их государственной регистрации, ведь до этого момента у третьих лиц нет возможности ознакомиться с такими изменениями. Что касается более позднего срока вступления изменений в силу, то такая возможность не противоречит ГК РФ и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, так как они имеют доступ к зарегистрированным изменениям устава и могут ознакомиться с его положениями.
В силу того что ни в законодательстве, ни в судебной практике нет четкой регламентации момента вступления в силу решений общих собраний акционеров, хотелось бы посоветовать акционерным обществам более подробно урегулировать все связанные с этой проблемой вопросы в своих уставах и внутренних документах.


Количество просмотров: 130





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

12.08.2024
N 287-ФЗ от 08.08.2024

30.07.2024
Замена учредителя АО до регистрации ЮЛ

08.07.2024
Избрание Рев.комиссии с меньшим составом

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group