На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Практические рекомендации по приведению уставов акционерных обществ в соответствие с изменившимися требованиями закона "Об акционерных обществах"



Генеральный директор
ЗАО “Правовой центр “Два М”
Михаил Марголин



Увеличение уставного капитала акционерного общества. Возможные варианты устава


В настоящее время перед каждым акционерным обществом, созданным до 1 января 2002 года стоит задача приведения устава в соответствие с нормами Федерального закона “Об акционерных обществах” в редакции данного закона от 7 августа 2001года (далее – новый Закон об АО).
Данная задача требует осмысленного исполнения, так как новый Закон об АО содержит значительное количество диспозитивных норм, предполагающих возможность установления специальных корпоративных режимов именно уставом общества.
В данной статье приводится анализ правовых режимов увеличения уставного капитала общества, которые могут найти отражение в новых редакциях устава.

Принятие решения об увеличении уставного капитала


Увеличение уставного капитала акционерного общества может быть осуществлено тремя способами (ст.28 нового Закона об АО). Во-первых – путем размещения дополнительных акций по открытой (закрытой) подписке. Во-вторых – путем увеличения номинальной стоимости акций общества. В-третьих – путем размещения дополнительных акций за счет имущества общества.
Решение об увеличении уставного капитала общества в некоторых случаях может быть принято советом директоров общества, если это предусмотрено его уставом. В противном случае данные решения принимаются собранием.
В силу п.2 ст.12, ст.28, ст.39 нового Закона об АО, решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке во всех случаях может приниматься только решением собрания акционеров тремя четвертями голосов акционеров, принимающих участие в собрании. Увеличение уставного капитала путем размещения акций по открытой подписке может быть осуществлено по решению совета директоров (если это предусмотрено уставом) только в случае размещения не более 25 процентов акций от количества ранее размещенных акций. В случае условий выпуска дополнительных акций, допускающего возможность размещения по открытой подписке большего количества акций, такое решение может быть принято исключительно общим собранием акционеров тремя четвертями голосов. Уставом общества может быть предусмотрено увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных акций за счет его имущества по решению совета директоров общества. В противном случае данное решение принимается общим собранием акционеров простым большинством голосов. Увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций возможно исключительно по решению собрания акционеров, принимаемому простым большинством голосов. (В связи с этим, не очень понятно, чем руководствовался законодатель, установив разную компетенцию решений об увеличении уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций и путем размещения дополнительных акций за счет имущества общества. Данные режимы отличаются только порядком оформления увеличения уставного капитала и едины по задачам указанных процедур. Однако в первом случае увеличение уставного капитала возможно только по решению собрания, тогда как во втором случае допускается соответствующее решение совета директоров.)
В силу п.2 ст.28 нового Закона об АО решение совета директоров об увеличении уставного капитала общества принимается единогласно всеми членами совета директоров общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров.
Видится, что принятие единогласного решения членов совета директоров в некоторых случаях может являться более трудной задачей, чем принятие данного решения квалифицированным большинством голосов общего собрания акционеров. Например, акционер, владеющий 10 процентами голосующих акций имеет возможность провести своего кандидата в состав совета директоров при кумулятивном голосовании и значительной списочной численности директоров общества. Что позволит этому директору (фактически выдвинувшему его акционеру) заблокировать решение совета директоров об увеличении уставного капитала общества. Тогда как голоса указанного акционера не могут воспрепятствовать общему собранию в принятии данного решения.
Указанный порядок принятия решения советом директоров, когда требуется единогласие всех членов совета директоров общества за исключением голосов выбывших директоров, установлен также для принятия решения об одобретении крупной сделки, направленной на приобретение или отчуждение имущества общества стоимостью от 25 до 50 процентов его активов (п.2 ст.79 нового Закона об АО).
В связи с этим возникает вопрос, какие члены совета директоров могут быть признаны выбывшими.
Новый закон об АО прямого ответа на данный вопрос не содержит. Однако, следует учитывать, что судебно-арбитражной практикой выработаны подходы в части определения круга лиц, которые могут быть признаны выбывшими директорами акционерного общества. Так, в соответствии с п.9 информационного письма Президиума ВАС РФ №62 от 13 марта 2001г. “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” выбывшими являются члены совета директоров, полномочия которых прекращены досрочно решением общего собрания акционеров (п.1 ст.48 Закона об АО) и умершие.
Таким образом, выбывшим членом совета директоров, например, не может быть признан директор, который написал заявление о сложении с себя полномочий.
Подтверждением сказанному может служить постановление Президиума ВАС РФ от 23 мая 2000г. № 6066/99. При рассмотрении данного спора надзорной инстанцией ВАС РФ было указано, что добровольное сложение с себя полномочий каким-либо избранным членом совета директоров общества не является основанием к тому, чтобы считать данного директора выбывшим, так как в силу п.1 ст.48 Закона об АО к исключительной компетенции общего собрания акционеров общества относится не только вопрос выбора членов совета директоров, но и вопрос досрочного прекращения их полномочий.
В связи с тем, что единогласное решение совета директоров в некоторых случаях труднодостижимо, возникает вопрос, можно ли по аналогии с п.2 ст.79 нового Закона об АО уставом общества предусмотреть, что какой-либо из вопросов, отнесенный к смешанной компетенции собрания и совета директоров должен приниматься советом директоров общества, однако, в случае недостижения советом директоров положительного решения он выносится на решение общего собрания акционеров общества.
Например, допустима ли норма устава, в соответствии с которой решение о размещении дополнительных акций за счет имущества общества принимается советом директоров. Однако, в случае, если указанное решение советом директоров не принято, то данное решение может принять собрание акционеров.
Видится, что указанная норма устава возможна. В соответствии с п.3 ст.11 нового Закона об АО, устав общества может содержать положения, прямо не предусмотренные новым Законом об АО, однако ему и другим Федеральным законам не противоречащие. Данное положение не противоречит правовым режимам, установленным действующим законодательством.


Размещение облигаций, конвертируемых в акции



Следует обратить внимание на то, что новым Законом об АО допускается правовой режим, основанный на решении совета директоров, принимаемом большинством голосов директоров, приводящий к увеличению уставного капитала общества. Имеется в виду процедура размещения обществом облигаций, конвертируемых в акции.
Так, в соответствии с п.2 ст.33 нового Закона об АО, размещение обществом облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, должно осуществляться по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров общества, если в соответствии с уставом общества ему принадлежит право принятия решения о размещении облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.
Данная норма подлежит применению в корреспонденции с режимами, установленными ст.39 нового Закона об АО. При этом, размещение эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, посредством закрытой подписки осуществляется только по решению общего собрания акционеров. Размещение по открытой подписке эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется исключительно по решению собрания акционеров общества.
Таким образом, к компетенции совета директоров уставом общества может быть отнесен только вопрос принятия решения о размещении по открытой подписке эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляющие не более 25 процентов ранее размещенных обществом акций.
Однако, принципиально, что в последнем случае совет директоров общества вправе принимать решение о размещении эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, большинством голосов директоров общества, принимающих участие в заседании.
Действительно, решения на заседании совета директоров общества принимаются большинством голосов членов совета директоров общества, принимающих участие в заседании, если Законом об АО, уставом общества или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседания совета директоров, не предусмотрено иное (п.3 ст.68 нового Закона об АО).
В силу п.2 ст.28 нового Закона об АО, “иное” предусмотрено для случая принятия советом директоров решения об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций (в этом случае требуется единогласное решение всех членов совета директоров за исключением выбывших), однако для рассматриваемого случая размещения конвертируемых эмиссионных ценных бумаг новым Законом об АО “иного” не предусмотрено. Следовательно, уставом общества может быть установлено, что, например, размещение обществом по открытой подписке облигаций, конвертируемых в акции, составляющие не более 25 процентов ранее размещенных обществом акций, осуществляется на основании решения совета директоров, принимаемого большинством голосов директоров, участвующих в заседании.
Исходя из того, что размещение обществом облигаций, конвертируемых в акции, фактически приводит к увеличению уставного капитала общества после осуществления данной конвертации, следует признать, что рассмотренный случай размещения конвертируемых эмиссионных ценных бумаг дает возможность осуществить увеличение уставного капитала на основании решения совета директоров, принимаемого не единогласно, а большинством голосов директоров общества, участвующих в заседании (так как в силу п.2 ст.68 нового Закона об АО, кворум для проведения заседаний совета директоров не должен быть менее половины от числа избранных директоров общества, теоретически данное решение может быть принято членами совета директоров, составляющими четверть от числа избранных директоров общества).

Нормы устава, ограничивающие нарушения прав акционеров


Новым Законом об АО установлены определенные препятствия в отношении злоупотреблений при увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций общества по подписке (введен императивный режим преимущественного права акционеров на приобретение акций дополнительных выпусков, ограничена компетенция совета директоров в части принятия решения об увеличении уставного капитала общества).
Однако, некоторые возможности использования процедуры размещения акций не столько в целях привлечения инвестиций, сколько в целях увеличения пакета акций определенных групп акционеров, остаются. (Например, цена размещаемых акций, определяемая советом директоров, может быть занижена. При этом, исходя из того, что не все акционеры общества воспользуются преимущественным правом приобретения акций, оставшаяся после этого часть неразмещенных акций может быть приобретена “близким” к исполнительным органам общества акционером. Или наоборот, цена размещаемых акций может быть завышена. При этом, условия размещения акций могут предусматривать их оплату каким-либо экзотическим имуществом, имеющимся только у определенного акционера. Если стоимость данного имущества, определяемая советом директоров на основании заключения независимого оценщика, будет завышена, то использование акционерами преимущественного права приобретения размещаемых акций с оплатой их деньгами потеряет смысл.)
При подготовке новой редакции устава общества акционерам следует обратить внимание на то, что новый Закон об АО содержит диспозитивные нормы, позволяющие сократить возможные злоупотребления при увеличении уставного капитала общества.
Так уставом открытого акционерного общества может быть ограничена возможность проведения закрытой подписки дополнительных выпусков ценных бумаг общества (п.2 ст.7, п.2 ст.39 нового Закона об АО).
Предполагается, что нарушение прав мелких акционеров в большей степени возможно при проведении закрытой подписки.
В связи с этим видится, что мелкие акционеры в некоторых случаях должны быть заинтересованы во включении в устав открытого общества положения, запрещающего проведение закрытой подписки на дополнительные выпуски акций.
Возможны иные варианты ограничения закрытой подписки. Например, уставом открытого общества может быть предусмотрена возможность проведения закрытой подписки только между акционерами общества в размерах, пропорционально имеющихся у них акций. При этом, в случае неиспользования каким-либо акционером своего права на приобретение акций, данные акции считаются неразмещенными и соответственно не могут быть приобретены иными акционерами общества.
Устав закрытого общества не может содержать ограничения на проведение закрытой подписки. Это объясняется тем, что в силу п.3 ст.7, п.2 ст.39 нового Закона об АО закрытое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Следовательно, запрет на размещение закрытым обществом акций по закрытой подписке привел бы к общему запрету на увеличение уставного капитала общества путем размещения акций по подписке.
Общий принцип, в соответствии с которым дополнительные акции могут быть размещены обществом только в пределах количества объявленных акций, установленного уставом общества (п.3 ст.28 нового Закона об АО), с принятием новой редакции данного Закона остался неизменным.
В силу п.1 ст.27 нового Закона об АО, уставом общества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями.
Решение о внесении в устав общества сведений об объявленных акциях принимается общим собранием акционеров тремя четвертями голосов акционеров, участвующих в данном собрании (п.4 ст.49 нового Закона об АО).
Внесение в устав общества информации о количестве объявленных акций предполагает необходимость указания абсолютной арифметической суммы объявленных акций. В связи с этим, устав общества, например, не может содержать формулировки, предполагающей, что количество объявленных акций соответствует количеству размещенных обществом акций определенной категории (типа). (В этом случае каждое состоявшееся размещение обществом дополнительных акций предполагало бы автоматическое увеличение количества объявленных акций. Что не может быть признано правильным.)
Кроме того, уставом общества могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций (п.1 ст.27 нового Закона об АО).
Как указывалось выше, в силу п.2 ст.7, п.2 ст.39 нового Закона об АО уставом открытого общества может ограничиваться возможность проведения закрытой подписки на дополнительно размещаемые выпуски акций.
Анализируемая норма нового Закона об АО позволяет устанавливать ограничения в части порядка и условий размещения открытым обществом объявленных акций в том числе и по открытой подписке. Кроме того может устанавливаться и особый порядок размещения акций по закрытой подписке закрытым акционерным обществом.
Например, уставом открытого общества можно предусмотреть, что после предоставления акционерам преимущественного права на приобретение дополнительных акций по открытой подписке, оставшиеся акции выпуска могут быть размещены только путем пропорционального удовлетворения заявок всех лиц, направивших данные заявки в пределах срока размещения акций, установленного решением о выпуске акций. (Условия размещения акций по открытой подписке не предусматривающие данного требования могут повлечь злоупотребления при которых все неразмещенные акции после использования акционерами преимущественного права на их приобретение могут быть приобретены лицом, контролируемым исполнительными органами общества).
Кроме того, можно установить, что размещаемые обществом путем подписки объявленные акции могут оплачиваться только деньгами.
Возможны варианты, при которых мелкие акционеры заинтересованы в увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций за счет имущества общества, однако размещение объявленных акций путем подписки для них нежелательно. В этом случае уставом общества можно предусмотреть, что размещение объявленных акций возможно только путем их распределения между акционерами за счет имущества общества.
Устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которыми могут быть оплачены акции общества (п.2 ст.34 нового Закона об АО).
В силу п.2 ст.34 нового Закона об АО, оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Однако устав общества может содержать ограничения на виды имущества, которыми могут быть оплачены акции общества.
Видится, что во включении указанного ограничения в устав общества должны быть заинтересованы его мелкие акционеры. Тем самым может быть уменьшена возможность злоупотреблений при увеличении уставного капитала путем подписки на дополнительные акции общества.
Например, если устав общества будет содержать норму, допускающую оплату дополнительных акций общества только деньгами, у совета директоров общества не будет возможности завысить рыночную стоимость предполагаемого в оплату акций имущества, доступного не всем акционерам. Так же в этом случае совету директоров не будет иметь смысла завышать рыночную стоимость размещаемых акций, так как при оплате их деньгами в одинаковом положении окажутся все акционеры общества.
Тем более, что оплата дополнительно размещаемых акций деньгами в подавляющем большинстве случаев не является препятствием для получения обществом инвестиций в неденежной форме. В случае, если общество заинтересованно в получении именно неденежного вклада в свой уставный капитал, данное имущество, как правило, может быть приобретено за счет денежных средств, полученных обществом при размещении дополнительных акций.

Внесение в устав сведений об увеличенном уставном капитале



Внесение в устав общества сведений о состоявшемся увеличении уставного капитала, в том числе об изменении количества, номинальной стоимости, категории, типе размещенных акций осуществляется в порядке, предусмотренном п.2, п.3 ст.12 нового Закона об АО.
При этом, в случае увеличения уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций по открытой (закрытой) подписке или путем увеличения номинальной стоимости акций, или путем размещения акций за счет имущества общества, соответствующие изменения вносятся в устав на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций. Регистрацию отчета об итогах выпуска акций осуществляет ФКЦБ России (его региональные отделения), а относительно страховых и кредитных организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества – соответственно Министерство Финансов РФ и Центральный банк РФ (распоряжение ФКЦБ от 28 мая 1997г. № 268-р “Об утверждении перечня регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории РФ”).
Следует обратить внимание на то, что в силу п.1 ст.12 старого Закона об АО для внесения в устав изменений, связанных с увеличением уставного капитала общества требовалось решение совета директоров общества об утверждении итогов размещения акций. Таким образом, старый Закон об АО не связывал внесение рассматриваемых изменений в устав общества с предварительной регистрацией в ФКЦБ отчета об итогах размещения акций. Данное требование было установлено нормативным актом ФКЦБ на основании п.3.4., п.4.8., п.6.9. “Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”, утвержденных постановлением ФКЦБ от 11 ноября 1998г. № 47. Однако, решением ВС РФ от 10 декабря 1999г. № ГКПИ 99-815 указанные нормы были признаны недействительными, как противоречащие закону.
Новым Законом об АО внесение анализируемых изменений в устав связывается с предварительной регистрацией отчета об итогах выпуска акций в ФКЦБ. Однако новым Законом об АО не установлено, какой орган общества должен утверждать отчет об итогах выпуска акций перед его представлением в ФКЦБ на регистрацию. Таким образом, исходя из того, что данный вопрос не отнесен Законом к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров общества, утверждение отчета об итогах выпуска акций может быть осуществлено генеральным директором общества в силу принципа остаточной компетенции данного органа управления общества. Уставом общества, в соответствии с ч.18 п.1 ст.65 нового Закона об АО, утверждение отчета об итогах выпуска акций может быть отнесено к компетенции совета директоров общества, как это было предусмотрено старым Законом об АО и п.12.5 Стандартов эмиссии №47.
Видится, что в случаях, когда вопрос утверждения отчета об итогах выпуска акций не будет отнесен уставом общества к компетенции его совета директоров, соответствующее требование п.12.5. Стандартов эмиссии №47 не будет подлежать применению.
Действительно, компетенция совета директоров может быть определена исключительно новым Законом об АО или уставом общества (ч.18 п.1 ст.65 нового Закона об АО). Таким образом, при изложенных обстоятельствах анализируемая норма Стандартов эмиссии №47, является нормой, противоречащей Закону.

26.03.2002

Количество просмотров: 99





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group