На главную Карта сайта
 
Законодательные и нормативные акты Нормативные акты Правительства Российской Федерации Архив Нормативных актов Правительства РФ

Выдержки из Программы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)



Выдержки из Программы социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)

Настоящая среднесрочная программа является базовым документом, определяющим действия Правительства в ближайшие три года, направленные на решение социально-экономических проблем страны. Реализация программных мероприятий должна стать логическим продолжением осуществления Плана действий Правительства на 2000 2001 год, а также предыдущей среднесрочной программы Правительства на 2002 2004 -годы.

Главной целью среднесрочной программы на 2003 2005 годы является формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны, для чего необходимо завершение институциональных и структурных преобразований, критических для выхода на устойчиво высокие (7 8% в год) темпы роста в период с 2007 до 2015 года.

Управление государственной собственностью

Снижение доли государственного участия в экономике в среднесрочной перспективе должно проходить по следующим основным направлениям: приватизация в 2003 2004 годах государственных унитарных предприятий и учреждений, деятельность которых напрямую не связана с осуществлением функций и задач государства, перевод остальных в другие существующие организационно-правовые формы; активизация продажи государственных пакетов акций в акционерных обществах, деятельность которых напрямую не затрагивает интересов национальной безопасности; проведение реформы инфраструктурных монополий на железнодорожном транспорте, в электроэнергетике и газовом комплексе; реформирование жилищно-коммунального хозяйства с целью развития конкуренции и вовлечения в отрасль частных компаний. Кроме того, предстоит усовершенствовать механизмы управления имеющейся государственной собственностью.

До 2005 года необходимо приватизировать большую часть государственных унитарных предприятий, в подавляющем большинстве случаев занимающихся потенциально конкурентными видами деятельности и не оказывающими прямого влияния на обеспечение безопасности страны. В сложившихся условиях ГУПы, по сути дела, ведут коммерческую деятельность, при этом и эффективность их деятельности, и степень контроля государства над менеджментом предприятий остается на низком уровне. Государственные унитарные предприятия, выполняющие государственные функции, в отношении которых будет принято решение о нецелесообразности приватизации, должны быть преобразованы в организации с другой организационно-правовой формой. Необходимо законодательно закрепить ликвидацию с 2005 года такой организационно-правовой формы, как унитарные предприятия.

В 2003 2005 годах предстоит активизировать приватизацию пакетов акций предприятий, остающихся в государственной собственности. Государство, как правило, не может эффективно осуществлять управление этими предприятиями и не использует инструмент собственности для влияния на деятельность компаний. Кроме того, государство располагает достаточными полномочиями, чтобы повлиять на деятельность предприятия, если она несет угрозу общественным или государственным интересам. Таким образом, в ближайшие годы необходимо ускорить процесс приватизации имеющихся пакетов акций, параллельно совершенствуя механизмы управления остающимися в государственной собственности активами, в том числе за счет их передачи в управление специализированным органам и негосударственным компаниям, отбор которых должен производиться на конкурсной основе.

Кроме того, ускоренная приватизация принадлежащих государству пакетов акций позволит частично компенсировать выпадающие в результате ускоренной налоговой реформы доходы консолидированного бюджета. Необходимо перейти от разработки программы приватизации на один год к разработке среднесрочной программы управления государственной собственностью, включающей ускоренную приватизацию.

Большим проблемным блоком, который необходимо решить в среднесрочной перспективе, является задача реструктуризации инфраструктурных монополий. Особенно болезненно стоит вопрос в отношении жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики, газовой отрасли и системы железнодорожного транспорта.

Крайне низкая эффективность использования имеющихся ресурсов в условиях монополии является одной из причин необходимости ускорения процессов реструктуризации. Но не менее важен тот факт, что монополии оказывают негативное влияние на рыночные сигналы, искажая структуру расходов и цен. В результате этого происходит перерасход ресурсов и консервируется несовершенная, отсталая технологическая структура промышленности. Установление неверных ценовых сигналов в конечном счете сокращает реальные доходы населения, стимулируя расточительность в расходовании ресурсов. Кроме того, затягивание с реформами (в первую очередь это относится к ЖКХ) приводит к разрушению инфраструктуры в отсутствие значительных эффективных инвестиций. Исходя из необходимости привлечения частных инвестиций, развития конкуренции, повышения прозрачности функционирования субъектов естественных монополий, необходимо в период 2003 2005 годов провести реформирование системы ЖКХ, газовой отрасли, электроэнергетики и системы железнодорожного транспорта.

Поддержка реформы судебной системы и органов правопорядка

Важнейшим направлением сокращения государственного вмешательства в экономику должно стать продолжение судебной реформы.

Следует способствовать формированию системы объединения интересов лиц, чьи права нарушены, в том числе ввести институт коллективных исков для защиты прав неопределенного круга инвесторов, расширить практику косвенных (производных) исков, которыми защищаются права не только группы акционеров, но и корпорации в целом.

В целях снижения количества корпоративных конфликтов и исключения возможности для недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности безосновательно препятствовать работе акционерных обществ будет усовершенствовано процессуальное, корпоративное законодательство, законодательство о рынке ценных бумаг и банкротстве. Для предотвращения инициирования корпоративных споров, тесно связанных между собой, в различных судах необходимо введение процедуры обязательной передачи всех дел по спорам акционеров (участников иных хозяйственных товариществ и обществ), связанным с деятельностью хозяйственных товариществ и обществ, включая дела по искам к держателям реестров (регистраторам) акционерных обществ, в арбитражный суд по месту нахождения соответствующего хозяйственного общества (товарищества). В отношении подобных споров должны быть введены специальные нормы об альтернативной подсудности, не допускающие рассмотрения подобных дел в ином суде, кроме арбитражного суда по месту нахождения хозяйственного общества.

Все дела по спорам, связанным с принадлежностью акций (долей), даже с разным предметом и основаниями исков, включая дела об оспаривании решений органов управления хозяйственных обществ, советов директоров, исполнительных органов, споры, связанные с реестром акционеров, о признании недействительными крупных и заинтересованных сделок и прочие, должны объединяться в одно производство.

Будут усовершенствованы положения процессуального законодательства о соизмеримости обеспечительных мер заявленным требованиям. Будет введено обязательное уведомление в досудебном порядке юридического лица (его участников) о намерении обратиться в суд с требованием, которое может привести к корпоративному конфликту.

Будут пересмотрены положения закона об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан с точки зрения их применимости к некоторым видам корпоративных споров.

Правительство Российской Федерации также поддержит использование инструмента третейских судов для разрешения корпоративных споров и защиты прав инвесторов путем установления необходимых требований к третейским судьям, что обеспечивало бы справедливое завершение третейского разбирательства, приведение в соответствие с нормами законодательства о третейских судах корпоративного законодательства.

Другой проблемой, которую необходимо решить в ближайшие годы, является излишнее вмешательство правоохранительных органов в деятельность экономических субъектов. Правительству Российской Федерации предстоит принять меры, направленные на сокращение излишних функций по контролю и надзору за предпринимательской деятельностью со стороны правоохранительных органов. При этом необходимо повысить эффективность их работы в сфере экономических преступлений в рамках защиты прав собственности.

Развитие фондового рынка

Основной целью деятельности Правительства по развитию фондового рынка является повышение роли фондового рынка в привлечении инвестиций и перераспределении капитала в российской экономике.

Одним из ключевых моментов, влияющих на инвестиционную привлекательность и капитализацию российских предприятий, является их финансовая прозрачность. Отчетность, ведущаяся российскими предприятиями по существующим в Российской Федерации нормам, является препятствием для осуществления инвестиций иностранными инвесторами, так как не соответствует международным нормам. В этой связи необходимо до 2005 года осуществить переход российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности.

В целях стимулирования вложения сбережений в ценные бумаги российских эмитентов необходимо уточнить регулирование отношений по учету прав на ценные бумаги. Предстоит внести изменения в закон "О рынке ценных бумаг", касающиеся регулирования депозитарной деятельности и деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. В частности, должны быть конкретизированы требования к депозитарному договору в части повышения ответственности депозитария; установлены более жесткие условия зачисления ценных бумаг на счет депо и их списания со счета депо, а также четкий перечень лиц, которым выдается соответствующая информация; сформулированы обязанности реестродержателей. Целесообразно создание Центрального депозитария строго на основе добровольной самоорганизации профессиональных участников рынка без привлечения бюджетных средств.

Большое значение для привлечения инвестиций на российский фондовый рынок имеет повышение уровня корпоративного управления и защиты прав собственности участников акционерных обществ. Для этих целей будут созданы механизмы защиты имущественных прав акционеров при реорганизации и ликвидации организаций, а также приняты меры по повышению ответственности менеджеров при совершении сделок с заинтересованностью, ответственности лиц, располагающих инсайдерской информацией, за совершение сделок с использованием такой информации в своих интересах или передавших такую информацию для совершения сделок третьими лицами. В целях повышения прозрачности деятельности организаций будет расширен состав раскрываемой организациями информации и усилена ответственность за сроки предоставления, достоверность и качество предоставляемой информации.

В среднесрочной перспективе необходимо внедрение высоких стандартов корпоративного управления для крупных акционерных обществ при снижении нормативных требований к закрытым частным компаниям, не ориентированным на привлечение инвестиций на фондовом рынке (закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью). Это требует большей гибкости законодательного регулирования хозяйственных обществ, в частности, большей защиты участников обществ с ограниченной ответственностью от финансовых и иных рисков при создании общества.

В целях защиты прав акционеров будут усовершенствованы механизмы корпоративных поглощений (покупки крупных пакетов акций на фондовом рынке).

Необходимы меры по оптимизации требований к эмитентам ценных бумаг, устанавливаемых государством, упорядочение и сокращение числа документов для регистрации эмиссионных ценных бумаг. Реализация этой меры будет способствовать снижению количества корпоративных конфликтов, связанных с владением ценными бумагами и оспариванием их выпуска.

В целях недопущения ущемления прав инвесторов необходимо законодательно установить, что после регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг выпуск этих бумаг может быть признан недействительным только по решению суда. Основной целью государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должна стать защита прав участников фондового рынка и гарантирование прав добросовестных приобретателей ценных бумаг.

Ведущую роль в принятии и реализации принципов корпоративного управления отводится саморегулируемым организациям и объединениям предприятий.

Предстоит в 2003 2004 годах уточнить и упорядочить лицензионные требования к профессиональным участникам фондового рынка, ввести упрощенную процедуру выпуска краткосрочных облигаций и сфокусировать работу надзорного органа на предотвращении нарушений на фондовом рынке.

Необходимо усилить требования к рискам брокеров и доверительных управляющих, принять меры по развитию конкуренции на рынке посреднических услуг, что приведет к снижению в долгосрочной перспективе трансакционных издержек на рынке ценных бумаг, к увеличению привлекаемых при их посредничестве средств средних и мелких инвесторов, удешевит доступ инвесторов на рынок для совершения самостоятельных сделок.

Для четкого обособления средств клиентов брокера от его собственных средств, направленного на предотвращение несанкционированного использования денежных средств и ценных бумаг клиентов брокерами, а также на защиту этих средств и ценных бумаг от обращения на них взыскания по долгам брокеров, должны быть решены вопросы о клиентских счетах.

Необходимо снять необоснованные ограничения на выпуск ценных бумаг, такие, как запрет на выпуск акций в погашение долга акционерного общества, запрет на увеличение уставного капитала за счет собственного имущества компании, а также ограничений срока и объема выпуска облигаций. Для этого предстоит внести изменения в Гражданский кодекс и в отдельные федеральные законы.

Одним из приоритетов действий Правительства будет содействие формированию срочного рынка в России, что позволит существенно снизить риски инвесторов на фондовом рынке. С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в законодательство в части определения понятия "производных финансовых инструментов" и отменить правовые нормы, позволяющих признавать сделки с производными финансовыми инструментами сделками пари и на этом основании отказывать им в судебной защите.

В ближайшей перспективе необходимо законодательно закрепить возможность обращения иностранных ценных бумаг и депозитарных расписок на российском фондовом рынке, а также обращения коммерческих бумаг в форме краткосрочных векселей, выдаваемых сериями для привлечения оборотных средств.


Количество просмотров: 55





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group