На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Некоторые вопросы увеличения уставного капитала акционерного общества путем выпуска дополнительных акций.

Дата публикации: 23.07.2009


 

Некоторые вопросы увеличения уставного капитала акционерного общества путем выпуска дополнительных акций.

 

 

 

Олеся Ситковец,

ведущий юрист юридической фирмы "Клифф"

 

 Одним из способов увеличения уставного капитала общества является выпуск дополнительных акций. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими процедуру увеличения уставного капитала акционерного общества путем выпуска дополнительных акций являются: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг), Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ  «Об акционерных обществах» (далее –  Закон об акционерных обществах), Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденные приказом ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (далее – Стандарты эмиссии).

 

Очень важно при осуществлении процедуры увеличения уставного капитала акционерного общества рассматривать вышеуказанные нормативные правовые акты в комплексе, так как каждый из них содержит существенные условия, касающиеся процедуры выпуска дополнительных акций. Так, например, Закон о рынке ценных бумаг определяет перечень этапов, из которых состоит процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг. Закон об акционерных обществах, например, определяет компетенцию органов управления акционерного общества по вопросу об увеличении уставного капитала. Стандарты эмиссии, помимо иных положений, устанавливают формы документов, представляемых для государственной регистрации дополнительного выпуска акций.

 

Прежде чем инициировать процедуру увеличения уставного капитала акционерного общества путем выпуска дополнительных акций необходимо проанализировать, есть ли у данного акционерного общества потенциальная возможность на проведение подобного мероприятия, а именно:

 

·        стоимость чистых активов акционерного общества по окончании финансового года, предшествующего дате принятия решения об увеличении уставного капитала (в соответствии с годовым бухгалтерским балансом), должна быть не меньше его уставного капитала;

·        устав акционерного общества должен содержать положения об объявленных акциях.

 

Порядок оценки стоимости чистых активов акционерного общества утвержден Приказом Минфина РФ №10н и ФКЦБ РФ № 03-6/пз от 29.01.2003 "Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ". В случае, если стоимость чистых активов акционерного общества по окончании финансового года (в соответствии с годовым бухгалтерским балансом) меньше его уставного капитала, то общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов (п. 4 ст. 35 Закона об акционерных обществах»). Так что в этой ситуации речи об увеличении уставного капитала идти уже не может. В тоже время, федеральная служба по финансовым рынкам предоставила акционерным обществам некоторые возможности «выхода» из этой ситуации. Так, в Письме ФСФР РФ от 13.09.2005 № 05-ОВ-03/14492 "Об увеличении уставного капитала акционерного общества, стоимость чистых активов которого меньше его уставного капитала" указано, что «в случае если стоимость чистых активов акционерного общества - эмитента, определенная по данным его квартальной бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный квартал, достоверность которых подтверждается аудиторским заключением, оказывается больше или равна его уставному капиталу, условия эмиссии и обращения, а также условия выпуска акций, размещаемых в связи с увеличением уставного капитала такого акционерного общества, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах».

 

В отношении объявленных акций очень важно обратить внимание на требования закона к самой формулировке. Так Закон об акционерных обществах устанавливает (п. 1 ст. 27), что уставом общества могут быть определены: количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. Далее в указанной статье закона установлено, что «при отсутствии в уставе общества этих положений общество не вправе размещать дополнительные акции». Нередко в уставах акционерных обществ отсутствует какой – либо из элементов формулировки, например, не указана номинальная стоимость или нет прав по объявленным акциям, а значит, общество, следуя требованиям закона, не вправе размещать дополнительные акции.

Необходимо отметить то, что Закон об акционерных обществах предусматривает, что решение о внесении в устав общества положений об объявленных акциях и решение вопроса об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций могут быть приняты одновременно (п. 3 ст. 28).

 

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг состоит из определенных этапов и применительно к процедуре эмиссии дополнительных акций это следующие этапы:

 

·        принятие решения о размещении дополнительных акций;

·        утверждение решения о дополнительном выпуске акций;

·        государственная регистрация дополнительного выпуска акций;

·        размещение дополнительных акций;

·        государственная регистрация отчета об итогах дополнительного выпуска акций или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах дополнительного выпуска акций.

 

Тем не менее, указанными этапами не ограничивается процедура увеличения уставного капитала акционерного общества. Так, как уже было указано выше, первоначально в устав акционерного общества должны быть внесены положения об объявленных акциях, в случае их отсутствия. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона об акционерных обществах, только после осуществления всех вышеуказанных этапов, то есть по результатам размещения акций, на основании решения об увеличении уставного капитала общества и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций (либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг), осуществляется внесение в устав общества изменений и дополнений, связанных с увеличением уставного капитала общества. И только после внесения изменений в устав акционерного общества по статье «уставный капитал», вносятся соответствующие изменения в бухгалтерскую отчетность акционерного общества. Так, в соответствии с разделом VII Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «записи по счету 80 "Уставный капитал" производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации».

 

В целом, порядок осуществления процедуры эмиссии остается неизменным для каждого из способов размещения ценных бумаг. Различия в требованиях появляются при более детальном рассмотрении каждого из этапов и зависят от способа размещения ценных бумаг.

 

Применительно к выпуску дополнительных акций можно говорить о таких способах размещения, как распределение дополнительных акций среди акционеров акционерного общества (пропорционально количеству принадлежащих им акций той же категории (типа)) и подписка закрытая (среди определенного круга лиц) или открытая (среди неопределенного круга лиц).

 

Распределение среди акционеров осуществляется только за счет собственных средств акционерного общества. Размещение же дополнительных акций путем подписки направлено на привлечение в акционерное общество инвестиций.

Рассмотрим некоторые особенности вышеуказанных способов размещения. К собственным средствам акционерного общества за счет которых может осуществляется выпуск дополнительных акций относится добавочный капитал акционерного общества, нераспределенная прибыль акционерного общества прошлых лет и остатки фордов специального назначения акционерного общества по итогам предыдущего года, за исключением резервного фонда и фонда акционирования работников предприятия.

 

При этом очень важно иметь в виду, что в соответствии с п. 4.3.3. Стандартов эмиссии сумма, на которую увеличивается уставный капитал, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов акционерного общества и суммой его уставного капитала и резервного фонда, рассчитанной по данным бухгалтерской отчетности акционерного общества - эмитента за последний завершенный отчетный период, предшествующий дате представления документов для государственной регистрации дополнительного выпуска акций. Для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, размещаемых путем распределения среди акционеров представляется справка, которая как раз и должна отражать размер чистых активов акционерного общества, размер резервного фонда акционерного общества и сумму, на которую будет увеличен уставный капитал акционерного общества.

 

 Если вернуться к последовательности этапов эмиссии, установленной Законом о рынке ценных бумаг, то первым этапом  установлено принятие решения об увеличении уставного капитала.

Закон об акционерных обществах определяет (п. 2 ст. 28), что «решение об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций принимается общим собранием акционеров или советом директоров (наблюдательным советом) общества, если в соответствии с уставом общества ему предоставлено право принимать такое решение». Тем не менее, это вовсе не означает, что решение будет принимать тот орган управления, к компетенции которого принятие такого решения отнесено уставом. В действительности это положение закона необходимо рассматривать только в комплексе с другими нормами данного закона, в частности с нормами, установленными п.3-4 ст. 39 Закона об акционерных обществах, в соответствии с которыми размещение акций посредством закрытой подписки и открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по решению общего собрания акционеров. Таким образом, возможности совета директоров (наблюдательного совета) по принятию решения об увеличении уставного капитала ограничены.

 

 Нормативными правовыми актами, в частности Стандартами эмиссии, устанавливаются требования к содержанию решения об увеличении уставного капитала, которые различаются в зависимости от способа размещения.

 

Одной из особенностей решения о размещении акций путем закрытой подписки является то, что данным решением должна быть определена форма оплаты акций и в случае, если это неденежные средства, то также должен быть определен независимый оценщик, который будет привлечен для определения рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату дополнительных акций.

 

При составлении протокола общего собрания акционеров,  на котором было принято решение об увеличении уставного капитала, необходимо руководствоваться требованиями ст. 63 Закона об акционерных обществах, а также Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Постановлением ФКЦБ РФ от 31.05.2002 № 17/пс.

 

Стандартами эмиссии установлен срок, в течение которого решение об увеличении уставного капитала должно быть реализовано, то есть срок, в течение  которого должно быть принято решение об утверждении Решения о дополнительном выпуске акций – шесть месяцев.

 

Решение о дополнительном выпуске акций – это документ, содержащий все условия размещения акций дополнительного выпуска и подготовленный в соответствии и по форме, предусмотренной Стандартами эмиссии. Решение о дополнительном выпуске акций должно быть утверждено советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества. В случае, если данный орган управления не предусмотрен уставом акционерного общества или предусмотрен уставом, но не сформирован, то решение об утверждении Решения о дополнительном выпуске акций принимается общим собранием акционеров (может быть принято одновременно с принятием решения об увеличении уставного капитала).

 

Важно учесть, что Решение о дополнительном выпуске акций должно быть представлено в уполномоченный государственный орган для государственной регистрации в течение трех месяцев с момента его утверждения. Если этот срок истек, Решение о дополнительном выпуске акций необходимо переутверждать.

 

Перечень документов, необходимых для представления в федеральную службу для государственной регистрации дополнительного выпуска акций установлен Стандартами эмиссии. Важно при подготовке пакета документов учитывать как общие положения  стандартов эмиссии, так и положения, регулирующие особенности конкретного способа размещения ценных бумаг дополнительного выпуска акций. Так, например, при распределении акций среди акционеров акционерного общества необходимо предоставить справку, содержащую расчет стоимости чистых активов акционерного общества. В случае увеличения уставного капитала за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, решение о направлении на увеличение уставного капитала нераспределенной прибыли прошлых лет акционерного общества. А при размещении дополнительных акций путем закрытой подписки необходимо представить решение об определении цены размещения акций дополнительного выпуска.

 

После государственной регистрации дополнительного выпуска акций начинается следующий этап – размещение дополнительных акций. В соответствии с п. 2.5.1. Стандартов эмиссии и применительно к выпуску дополнительных акций, размещение ценных бумаг включает в себя: совершение сделок, направленных на отчуждение ценных бумаг их первым владельцам и внесение приходных записей по лицевым счетам или по счетам депо первых владельцев.

 

Размещение акций дополнительного выпуска осуществляется в сроки, предусмотренные Решением о дополнительном выпуске акций. При размещении акций путем распределения среди акционеров акционерного общества срок размещения предполагает дату, в которую осуществляется распределение, при этом указанная дата должна быть установлена в течение месяца с момента государственной регистрации дополнительного выпуска акций. В случае размещения акций путем подписки, общий срок размещения не может составлять более года с момента государственной регистрации дополнительного выпуска акций.

 

Копия уведомления о государственной регистрации дополнительного выпуска акций и один экземпляр Решения о дополнительном выпуске акций представляется регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев акций акционерного общества. На основании зарегистрированного Решения о дополнительном выпуске акций регистратор вносит в реестр сведения о дополнительном выпуске акций и зачисляет вновь выпущенные ценные бумаги на эмиссионный счет. Последующие действия регистратора зависят от способа размещения. Так, если размещение осуществляется путем распределения среди акционеров акционерного общества, то регистратор осуществляет списание ценных бумаг дополнительного выпуска на лицевые счета зарегистрированных лиц в дату распределения, указанную в Решении о дополнительном выпуске акций в количестве пропорциональном количеству имеющихся у данного лица акций той же категории (типа). Если же размещение осуществляется путем подписки, то списание акций дополнительного выпуска на лицевые счета зарегистрированных лиц осуществляется на основании передаточных распоряжений в сроки, указанные в Решении о дополнительном выпуске акций.

 

Представляется необходимым более подробно рассмотреть процедуру размещения акций дополнительного выпуска путем подписки. Во-первых, в случае, если кто – либо из акционеров не принимал участия в собрании, на котором принималось решение об увеличении уставного капитала или же голосовал против такого решения, то такие акционеры имеют преимущественное право приобретения акций дополнительного выпуска. Срок преимущественного права не может быть менее 45 дней с момента направления или опубликования уведомления о возможности осуществления акционерами такого преимущественного права. И только после истечения этого срока акции дополнительного выпуска могут приобретать участники подписки. Во – вторых, необходимо учитывать, что сделки по приобретению акций дополнительного выпуска (за исключением осуществления преимущественного права) могут являться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность и в этом случае такие сделки должны совершаться в порядке, предусмотренном Законом об акционерных обществах, то есть должны быть одобрены до их совершения. И хотя Закон об акционерных обществах предусматривает, что такие сделки являются оспоримыми, то есть могут быть признаны недействительными судом, тем не менее, это не означает, что если нет, казалось бы, лиц, которые могли бы выступить против сделки, что это не отразится на процедуре эмиссии дополнительных акций. Дело в том, что среди документов, которые необходимо представить в федеральную службу для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций, есть копия протокола или выписка из решения уполномоченного органа эмитента, которым принято решение об одобрении сделок по приобретению акций дополнительного выпуска, в совершении которых имелась заинтересованность. Таким образом, отсутствие указанных документов может быть препятствием для государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций.

Третья особенность заключается в том, что в случае оплаты акций дополнительного выпуска имуществом, перед оплатой акций, совет директоров (наблюдательный совет) должен определить цену, по которой такое имущество будет вноситься в оплату акций дополнительного выпуска, исходя из его рыночной стоимости, то есть должна быть проведена независимая оценка такого имущества.

 

Датой фактического окончания размещения считается дата размещения последней ценной бумаги дополнительного выпуска, а если точнее, то дата внесения последней приходной записи по лицевому счету приобретателя в системе ведения реестра владельцев акций. После этого должны быть подведены итоги размещения акций дополнительного выпуска в форме Отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг (уведомления об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг). Необходимо отметить, что Отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг утверждается советом директоров (наблюдательным советом) или коллегиальным исполнительным органом акционерного общества только в случае, если такое полномочие прямо отнесено к его компетенции уставом акционерного общества. Во всех остальных случаях, утверждает отчет об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг единоличный исполнительный орган акционерного общества.

 

При проведении процедуры эмиссии также необходимо учитывать требовании нормативных правовых актов к системе раскрытия информации. Так, например, если акционерное общество ранее  не было обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, то в случае, если регистрация выпуска дополнительных акций сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, то у акционерного общества возникает обязанность по раскрытию информации на каждом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг в порядке, предусмотренном Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 № 06-117/пз-н.

 

Безусловно, указанные выше аспекты и некоторые особенности процедуры увеличения уставного капитала путем выпуска дополнительных акций - это только рассмотрение «вскользь», рассмотрение, которое может позволить в общем представить порядок осуществления действий при такой эмиссии, поскольку рамки статьи не позволяют рассмотреть каждый из этапов детально. Однако с уверенностью можно сказать, что процедура выпуска дополнительных акций это достаточно трудоемкая процедура, процедура, требующая тщательного и комплексного изучения упомянутых выше нормативных правовых актов.

 

 

 

 


Количество просмотров: 734





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group