На главную Карта сайта
 
Библиография Корпоративное управление

Применение Российского Кодекса корпоративного поведения: подходы и механизмы.



Применение Российского Кодекса корпоративного поведения: подходы и механизмы.

Кирилл Ратников

Коллегия № 5, 2002



Российский Кодекс корпоративного поведения (далее – "Кодекс") был одобрен на заседании Правительства РФ 28 ноября 2001 г. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг Распоряжением № 421/р от 4 апреля 2002 г. рекомендовала всем акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, следовать положениям Кодекса.

Министерство имущественных отношений России планирует обязать представителей государства в акционерных обществах, в которых государству принадлежит существенный пакет акций, внедрять нормы Кодекса в этих обществах. Ожидается, что Кодекс будет активно применяться компаниями, стремящимися к привлечению инвестиций на отечественном и зарубежном фондовых рынках, включая инвестиции от стратегических инвесторов, нацеленных на долгосрочные партнерские отношения с российскими обществами. Ожидается, что со временем нормы Кодекса будут восприняты акционерными обществами, не подпадающими под определение "голубых фишек", и станут частью корпоративной культуры. В данном процессе велика роль саморегулируемых организаций профессиональных участников фондового рынка (далее – СРО) и организаторов торговли и бирж.

Кодекс направлен на создание в российских компаниях условий для привлечения инвестиций, что должно способствовать:

  • совершенствованию процедур проведения общих собраний акционеров, заседаний советов директоров и исполнительных органов обществ;
  • улучшению "прозрачности" деятельности обществ и их сделок (совершенствованию системы раскрытия информации) и системы внутреннего финансового контроля;
  • усилению роли советов директоров в управлении обществами (появление независимых директоров, создание комитетов совета директоров);
  • реальной подотчетности исполнительных органов обществ советам директоров и общим собраниям акционеров обществ;
  • установлению в обществах понятной акционерам дивидендной политики и стратегии развития общества.

    Кодекс – рекомендательный документ. Существует, как минимум, десять механизмов придания положениям Кодекса обязательной силы, часть из них – юридические, остальные – рыночные ("репутационные"):

    1. Внесение поправок в уставы компании, создание ФКЦБ совместно с Министерством имущественных отношений РФ типового устава.

    2. Принятие обществами внутренних документов (положений), соответствующих Кодексу.

    3. Поправки в законодательство (придание отдельным рекомендациям Кодекса статуса закона).

    4. Принятие обществами кодексов (стандартов) корпоративного поведения.

    5. Отчетность о соблюдении Кодекса в ежеквартальных отчетах.

    6. Введение в годовые отчеты раздела о корпоративном поведении и соблюдении Кодекса.

    7. Внесение поправок в правила листинга организаторов торговли и бирж.

    8. Формирование обычаев делового оборота.

    9. Самооценка обществами их уровня корпоративного поведения ("вопросник-матрица").

    10. Рейтинги (независимая оценка).

    Уставы обществ, внутренние документы обществ, внесение поправок в законодательство

    Нормы уставов и других внутренних документов общества (далее – документы общества) имеют обязательную юридическую силу и рассматриваются судами в качестве источников акционерного права.

    Федеральный закон "Об акционерных обществах" содержит много диспозитивных норм и формулировок, позволяющих в документах общества устанавливать правила, которые не предусмотрены законом, но при этом закону не противоречат. Примеры – изменение кворума для одобрения отдельных сделок, возможность распространить правила о крупных сделках на иные сделки, особый порядок снятия с должности представителей исполнительных органов обществ, введение процедур и правил деятельности органов управления обществами, не предусмотренных законом. При этом нормы документов общества не должны противоречить действующему законодательству.

    Чтобы нормы Кодекса стали обязательными для акционерного общества, их нужно внести в документы общества, в том числе положения о совете директоров и др. Таким образом отпадает необходимость дополнять законы нормами Кодекса. Внесение поправок в уставы – "рыночный" механизм внедрения Кодекса, потому что общества сами будут решать, какие нормы Кодекса должны стать частью их практики корпоративного поведения.

    ФКЦБ планирует совместно с консультантами подготовить типовые (модельные) внутренние документы общества, которые будут являться образцами для компаний, применяющих Кодекс. Кодекс предусматривает создание десяти внутренних документов (Положений), содержащих его рекомендации:

  • об общем собрании акционеров
  • о совете директоров
  • о комитетах совета директоров
  • о коллегиальном исполнительном органе и генеральном директоре общества
  • о корпоративном секретаре
  • о существенных корпоративных событиях
  • о раскрытии информации и информационной политике
  • о финансовом контроле и аудите;
  • о дивидендах
  • о рассмотрении корпоративных конфликтов.

    Возможна разработка ФКЦБ совместно с Министерством имущественных отношений типового устава приватизированного предприятия, содержащего рекомендации Кодекса.

    Поправки в уставы обществ, содержащие рекомендации Кодекса, могут быть внесены по инициативе государства, менеджмента или миноритарных акционеров на годовом или внеочередном собраниях акционеров. Два примера внесения в уставы поправок, усиливающих позиции акционеров: отмена положения, делающего снятие председателя правления РАО "Газпром" с его поста практически невозможным, и инициированные миноритарными акционерами РАО "ЕЭС России" поправки, направленные на усиление роли совета директоров и общего собрания общества в процессе реструктуризации.

    Дополнение Федерального закона "Об акционерных обществах" нормами Кодекса – обязательный способ регулирования. Отдельные нормы Кодекса, по мнению консультантов ФКЦБ, следует закрепить в Федеральном законе "Об акционерных обществах". К этим нормам относятся, в частности:

  • введение понятия независимого директора;
  • введение понятия взаимосвязанных сделок применительно к крупным сделкам;
  • передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему);
  • создание контрольно-ревизионной службы, независимой от исполнительных органов, и возложение на нее большинства функций ревизионной комиссии;
  • требование о привлечении независимого оценщика для определения стоимости крупной сделки и др.

    Следует отметить, что многие положения Кодекса являются нормами процедурного характера, и их нецелесообразно включать в существующую структуру Федерального закона "Об акционерных обществах". Часть норм Кодекса не может быть включена в Федеральный закон "Об акционерных обществах", так как они должны применяться только в отношении акционерных обществ, акции которых котируются на биржах; отдельные нормы Кодекса, направленные на защиту миноритарных акционеров в крупных компаниях, будет сложно или невозможно применять в обществах с несколькими участниками.

    Кодексы (стандарты) корпоративного поведения компании

    Несколько российских компаний разработали свои кодексы (стандарты) корпоративного поведения до принятия Российского Кодекса корпоративного поведения.

    Ожидается, что с принятием Кодекса многие компании утвердят свои кодексы (стандарты) корпоративного поведения, базирующиеся на Российском Кодексе корпоративного поведения. Следует отметить, что принятие внутренних кодексов (стандартов) корпоративного поведения должно учитывать специфику бизнеса каждой компании, поэтому нельзя говорить о создании модельного кодекса (стандарта) для всех обществ. Компаниям при создании своих кодексов рекомендуется следовать правилам Российского Кодекса корпоративного поведения, использовать его определения и формулировки (например, определение "независимых директоров"). Российские компании должны также учитывать при подготовке своих кодексов (стандартов) международный опыт, включая аналогичные кодексы транснациональных компаний.

    Подготовка кодекса (стандартов) каждой компании должна сочетаться с внесением в уставы и внутренние документы общества поправок, содержащих рекомендации Российского Кодекса корпоративного поведения. Только тогда можно говорить о полноценной комплексной реформе корпоративного поведения конкретной компании.

    Годовой и ежеквартальный отчеты

    В Распоряжении ФКЦБ "О рекомендациях к применению Кодекса корпоративного поведения" от 4 апреля 2002 г. № 421/р акционерным обществам рекомендовано раскрывать информацию о применении норм Кодекса в годовом отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг, для чего в него может быть включен раздел "Корпоративное поведение". В этом разделе эмитент может отметить, каким принципам и рекомендациям Кодекса он следует. В него могут быть также включены сведения о наличии в составе совета директоров (наблюдательного совета) компании независимых директоров, комитетов совета директоров, о системе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

    Следует отметить, что раздел "Корпоративное поведение" традиционно является частью отчетов многих зарубежных компаний (например, "Бритиш Петролеум"). ФКЦБ рекомендует российским компаниям перенять этот положительный зарубежный опыт. Содержание раздела "Корпоративное поведение" в годовых отчетах будет определяться каждой российской компанией самостоятельно.

    ФКЦБ планирует своим постановлением установить единый стандарт для годовых отчетов. Это упростит жизнь российским эмитентам, так как до сих пор не существует единого стандарта и рекомендаций по подготовке годового отчета.

    ФКЦБ рекомендовала также раскрывать информацию о следовании конкретным рекомендациям Кодекса в составе дополнительной информации об эмитенте в ежеквартальном отчете эмитента (за четвертый квартал). Ожидается, что ФКЦБ дополнит форму ежеквартального отчета разделом "Корпоративное поведение" и утвердит порядок заполнения этого раздела.

    Многие параграфы Кодекса содержат сразу несколько взаимоувязанных рекомендаций. На практике компания может следовать всем рекомендациям конкретного параграфа или их части. Каждое акционерное общество, его руководство несут ответственность за неполное раскрытие информации или недостоверную информацию в ежеквартальных отчетах. В постановлении ФКЦБ поправки к форме ежеквартального отчета должны содержать инструкции компаниям по адекватному отражению ими, каким конкретно рекомендациям Кодекса они следуют, что позволит им избежать ответственности за ошибки в отчетности.

    До принятия постановления ФКЦБ компании не обязаны отражать в ежеквартальном отчете в конце года информацию о соблюдении Кодекса.

    Правила биржевого листинга

    ФКЦБ стремится к передаче ряда своих функций организаторам торговли. Ожидается, что организаторы торговли со временем будут оказывать существенное влияние на уровень корпоративного поведения российских эмитентов, способствовать формированию их культуры корпоративного поведения. Недавно ФКЦБ принято постановление, регулирующее деятельность бирж, которым положено начало этому процессу.

    Распоряжением № 421/р, рекомендовавшим Кодекс к применению, ФКЦБ предложила организаторам торговли и фондовым биржам предусмотреть в качестве одного из условий включения ценных бумаг в котировальные листы предоставление эмитентами информации о следовании положениям Кодекса. Полученная информация может быть раскрыта путем размещения ее на сайтах организатора торговли или же опубликования в печатных изданиях. Затраты организатора торговли и биржи на сбор и размещение такой информации будут возложены на эмитентов (увеличением соответствующих листинговых сборов).

    Раскрытие эмитентами информации о соблюдении Кодекса и требование организаторов торговли от эмитентов соблюдать конкретные рекомендации Кодекса могут со временем стать условием включения ценных бумаг в листинг и исключения их из листинга в конкретном организаторе торговли (бирже).

    Обычаи делового оборота

    Согласно ст. 5 ГК РФ обычай делового оборота является самостоятельным источником права наравне с законами и подзаконными актами. Обычай делового оборота – это "сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе". Чтобы норма Кодекса стала обычаем делового оборота, она должна:

  • стать сложившимся правилом поведения (обладать устойчивостью и достаточной определенностью содержания);
  • получить широкое применение на практике в области корпоративного поведения российских компаний;
  • получить судебное признание в качестве обычая делового оборота.

    В настоящее время невозможно предсказать, какая норма Кодекса станет по истечении длительного срока обычаем делового оборота. Следует отметить, что на практике почти не было случаев распространения судами "обычаев делового оборота" на иные сферы, помимо международной купли-продажи товаров ("Инкотермс") и торгового мореплавания. Разработчики Кодекса полагают, что ряд процедурных положений Кодекса, включая рекомендации о процедуре проведения общих собраний акционеров (доступность места проведения, форма уведомления и т.п.), могут стать обычаями делового оборота уже в ближайшие несколько лет.

    Разработка ФКЦБ "вопросника-матрицы"

    ФКЦБ совместно с консультантами планирует разработать "вопросник-матрицу" уровня корпоративного поведения, который позволит компаниям самостоятельно определить уровень корпоративного поведения и шаги, направленные на совершенствование внутренней системы корпоративного поведения (совершенствование корпоративных процедур, поправки в уставы и внутренние документы и т.д.).

    Обсуждается возможность создания под руководством ФКЦБ интерактивного компьютерного продукта самооценки уровня корпоративного поведения, которым могли бы пользоваться все российские эмитенты. В будущем ФКЦБ может рекомендовать компаниям сделать "вопросник-матрицу" частью их годовых отчетов.

    Рейтинги

    Высокий рейтинг, полученный в признанном рейтинговом агентстве, позволяет компании на более выгодных условиях получать кредиты, привлечь к компании внимание стратегических и портфельных инвесторов. Ожидается, что рейтинговые агентства модифицируют систему рейтинга российских эмитентов, включив в них в качестве критерия соблюдение конкретных рекомендаций Кодекса. Таким образом многие компании встанут перед выбором – либо соблюдать эти нормы Кодекса, или, как результат игнорирования этих рекомендаций, получить низкий рейтинг.

    Возможно, со временем будут разработаны рейтинги, специально ориентированные на Кодекс и его применение.

    [p]


    Количество просмотров: 13





  • ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
     

    12.08.2024
    N 287-ФЗ от 08.08.2024

    30.07.2024
    Замена учредителя АО до регистрации ЮЛ

    08.07.2024
    Избрание Рев.комиссии с меньшим составом

    14.02.2024
    Образование ЕИО на ВОСА

     
    ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
     
    Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

    Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

     
    | | | | | |
      Rambler's Top100
    Дизайн сайта Studioland Design Group