На главную Карта сайта
 
Статьи Статьи

Общее собрание акционеров: практический аспект.



Решетина Елена
юрист Северокавказского фонда
развития рынка ценных бумаг



Общее собрание акционеров: практический аспект.

Новая редакция Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001.) (далее Закона) заметно повысила роль Общего собрания акционеров в управлении обществом. Наглядным примером могут служить ст. 28, 50, 49 Закона. Приняты во внимание положения судебной практики (Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 года, № 4/8 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах” (c изменениями от 5 февраля 1998 г.). (Далее Постановление № 4/8). В настоящее время, в период так называемой обкатки законодательных новелл, особенно актуален вопрос о практическом применении Закона в новой редакции при подготовке и проведении общего собрания акционеров. Рассмотрим процедуру проведения и подготовки общего собрания акционеров в практическом аспекте с учетом измененй и дополнений от 7 августа 2001 г.

Подготовка общего собрания акционеров начинается с момента принятия решения Советом Директоров о проведении общего собрания акционеров и должна быть проведена в соответствии со сроками проведения общего собрания. Т.е. очевидно, что если подготовка общего собрания будет проведена без связи с вышеуказанными сроками, то, например, будет возможно поставить под сомнение легитимность деятельности Совета директоров в соответствующей части его полномочий.

Сроки проведения общего собрания акционеров зависят от того какое конкретно общее собрание предполагается провести - годовое или внеочередное. Годовое общее собрание должно быть проведено, согласно ст. 47 Закона в сроки, устанавливаемые Уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Возникает вопрос можно ли не определять Уставом срок проведения годового общего собрания акционеров? Формулировка законодателя – “в сроки предусмотренные уставом общества” предполагает, что Устав должен содержать соответствующее уточнение, но отсутствие такового не означает невозможность созыва собрания. В то же время сроки созыва внеочередного общего собрания акционеров регламентированы в императивном порядке в строго определенных случаях. В частности, ст. 55 п. 1, Закона предусматривает, что внеочередное общее собрание акционеров, должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления соответствующего требования в случае если его созыв осуществляется по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10 процентов голосующих акций общества В то время как следующие сроки проведения внеочередного общего регламентированы со значительной долей диспозитива, например:

- Внеочередное общее собрание акционеров, должно быть проведено в течение 70 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, если меньший срок не предусмотрен уставом общества. если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, которые должны избираться путем кумулятивного голосования

- Внеочередное общее собрание акционеров, должно быть проведено в течение 40 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.. В случаях, когда в соответствии со статьями 68-70 рассматриваемого Закона совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров,

- Внеочередное общее собрание акционеров, должно быть проведено в течение 70 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если более ранний срок не предусмотрен уставом обществ в случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, которые должны избираться кумулятивным голосованием,

Согласно ст.54 Закона при подготовке к проведению общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества определяет:

- форму проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);

- дату, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 60 Закона заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дату окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;

- дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;

- повестку дня общего собрания акционеров;

- порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;

- перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и порядок ее предоставления;

- форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями.

Соответственно, подготовку к общему собранию можно разделить на этапы в соответствии с рассматриваемой статьей, причем желательно, чтобы процедура подобной подготовки осуществлялась в предлагаемой Законом последовательности. Например, повестка дня находится в прямой зависимости от формы проведения собрания, а перечень информации определяется повесткой дня. В принципе, бесспорно, что такой этап как определение порядка сообщения о проведения общего собрания акционеров находится как бы вне прямой зависимости от строгой последовательности и может определяться Уставом.

При определении формы проведения общего собрания Совет директоров руководствуется требованиями Закона и Постановлением ФКЦБ от 20 апреля 1998 г. No. 8 “Об утверждении Положения о порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования и внесении дополнений в Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 года No. 27”(далее Постановление №8) в части не противоречащей Закону, а также соображениями объективной необходимости. В соответствии со статьей 50 Закона и Постановлением №8 на общем собрании акционеров, которое проводится путем проведения заочного голосования, не могут приниматься решения по вопросам:

- об избрании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (далее - общество);

- об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества;

- об утверждении аудитора общества;

- утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года.

Соответственно, при сопоставлении требований ст.50 и ст. 47 Закона, следует сделать вывод, что проведение годового общего собрания акционеров в форме заочного голосования запрещено законом.

Следующим этапом в процедуре подготовки общего собрания акционеров в соответствии со ст. 54 Закона является определение даты, места, времени проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 60 вышеупомянутого Закона заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, определение почтового адреса, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования даты окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени. Примечательно, что в старой редакции Закона, говорилось лишь об определении даты, места, времени проведения общего собрания акционеров, что, естественно требовало дополнительных законодательных уточнений.

Безусловно, общее собрание акционеров проводимое как в форме совместного присутствия, так и в форме заочного голосования может быть признано не легитимным если будут нарушены требования к формированию списка лиц имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Согласно ст. 51 Федерального закона "Об акционерных обществах", список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества в соответствии с Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27) (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 12 января 1998 г.). В случае, если в отношении общества используется специальное право на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция"), в этот список включаются также представители Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования Примечательно, что в отличие от старой редакции законом в новой редакции вместо понятия”список акционеров имеющих право на участие в общем собрании акционеров ” введен термин “список лиц имеющих право на участие в общем собрании акционеров”. Последнее понятие шире первого и включает в себя не только акционеров, но также их представителей и государство в лице своих представителей, при использовании специального права.

При определении списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров в соответствие со ст. 51 Закона устанавливается дата составления подобного списка лиц, которая не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней, а в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 53 Закона, - более чем за 65 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

В случае проведения общего собрания акционеров, в определении кворума которого и голосовании участвуют бюллетени, полученные обществом в соответствии с пунктом 2 статьи 58 Закона, дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, устанавливается не менее чем за 45 дней до даты проведения общего собрания акционеров. Следует также отметить, что изменения в список лиц, имеющих право на участие в Общем собрании акционеров не допускаются за исключением случаев восстановления нарушенных прав лиц, не включенных в указанный список на дату его составления, или исправления ошибок, допущенных при его составлении.

Кроме того, согласно новым изменениям Федерального закона "Об акционерных обществах", ознакомиться со списком лиц, принимающих участие в собрании акционеров, вправе лица, включенные в данный список и обладающие не менее чем 1 процентом голосов (ранее - по требованию лиц, зарегистрированных в реестре акционеров и обладающих не менее чем 10 процентов голосов). Но в тоже время введено ограничение на объем предоставления информации: данные документов и почтовый адрес физических лиц, включенных в список, предоставляются только с согласия этих лиц. Однако, закон не разъясняет, какое лицо считать заинтересованным при предоставлении выписки из списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (ст.51.п.4 Закона). Формулировка “любое заинтересованное лицо” дает основание для слишком широкого толкования нормы и, по мнению автора, может на практике привести к многочисленным злоупотреблениям правом..

Повестка дня общего собрания акционеров формируется в зависимости от вида общего собрания (годовое или внеочередное) и, соответственно, от формы (совместное присутствие или заочное голосование), а также в зависимости от предложений вносимых акционерами в соответствии со ст.53 Закона. В частности, в повестку дня годового общего собрания должны быть обязательно включены согласно п.2. ст.54 такие вопросы как: об избрании совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества; об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества; об утверждении аудитора общества; утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года. Необходимо отметить, что выплата дивидендов раз в год, зафиксированная данной статьей, позволяет ужесточить контроль за выполнением подобного обязательства перед акционерами. Повестка дня годового общего собрания акционеров упоминается в нескольких статьях Закона, в частности - в ст. 47, 50, 54. Причем интересен законодательный прием регламентации повестки дня годового общего собрания. Например, статья 47, указывает, перечень вопросов повестки дня при регламентации сроков проведения, ст. 50 регламентирует тот же перечень, указывая, что подобные вопросы не могут рассматриваться на заочном голосовании, и, наконец, 54 статья подчеркивает обязательность включения рассматриваемых вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров. Из вышесказанного следует, что в повестку дня Совет директоров вправе включить иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания, помимо прямо предусмотренных п. 1, ст. 48, а в повестку дня внеочередного общего собрания, соответственно, могут быть включены любые вопросы, предусмотренные законом, за исключением вопросов, обязательных для годового общего собрания акционеров. Кроме того, в повестку дня как годового общего собрания акционеров, так и внеочередного, вопросы включаются в соответствии со ст.48 Закона, ст.ст. 100,101, 102 Гражданского Кодеса РФ (части.1). В соответствии с августовскими изменениями, нужно уточнить, что если даже дополнительный выпуск акций Уставом отнесен к компетенции Совета директоров (подп.5, п.1, ст. 65), то размещение акций посредством закрытой подписки обыкновенных акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) (ст.39, п.3) и открытой подписки обыкновенных акций составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций относится все-таки к компетенции общего собрания акционеров (ст. 39, п.4, абз.1). К компетенции общего собрания относится также размещение посредством открытой подписки конвертируемых в обыкновенные акции эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций, осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества.(ст. 39, п.4, абз. 2) А, так как в соответствии с п. 1 той же ст. 39, в понятие “дополнительный выпуск” входит открытая подписка, закрытая подписка и равномерное распределение среди акционеров, то, соответственно, в данном случае к компетенции Совета директоров мы сможем отнести, согласно логике законодателя, открытую подписку обыкновенных акций при размещении менее 25% ранее размещенных обыкновенных акций и равномерное распределение среди акционеров. При рассмотрении новой редакции Закона можно сделать вывод, что значительно расширены права акционеров по внесению вопросов в повестку дня общего собрания. Теперь количество предлагаемых соответствующими лицами вопросов может быть более двух.

Согласно ст. 52 Закона сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения, В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 53.(В случае, если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, которые должны избираться кумулятивным голосованием, акционеры (акционер) общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества.) Такие предложения должны поступить в общество не менее чем за 30 дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров, если уставом общества не установлен более поздний срок), сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 50 дней до даты его проведения. Соответственно, принятие решения о проведении общего собрания акционеров находится в прямой зависимости вышеуказанных сроков и может быть принято в любое время не позднее подобных ограничений.

В указанные сроки, согласно той же ст. 52 сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества. На практике же очень актуальным остается вопрос – возможно ли применение разных так называемых способов уведомления о проведении общего собрания при информировании акционеров одного акционерного общества? Безусловно, из смысла статьи следует, что все акционеры должны быть уведомлены единым способом, однако, думается, что если мы предусмотрели уставом такой способ сообщения как опубликование в доступном для всех акционеров общества печатном издании, то мы все-таки не вправе дополнительно информировать часть акционеров таким способом, например как вручение под роспись, но вполне реально дополнительно информировать акционеров о проведении общего собрания акционеров через иные средства массовой информации (телевидение, радио) (ст52, п.1, 4 абз). Если уставом способ информирования вообще не предусмотрен, то Совет директоров вправе уведомить акционеров либо заказным письмом, либо посредством вручения уведомления под роспись. Думается, что желательно все-таки зафиксировать способ сообщения (уведомления) о проведении общего собрания.в Уставе акционерного общества.

Следующим этапом в подготовке общего собрания является определение перечня материалов подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Статьей 52 Закона предусмотрено, что к такой информации (материалам), относятся:

годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора,

заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности,

сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества,

проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции,

проекты внутренних документов общества,

проекты решений общего собрания акционеров,

а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Указанный перечень указывает так называемый универсальный перечень материалов. Применительно к каждому конкретному общему собранию состав перечня, естественно, будет зависеть опять же от вида, формы общего собрания, а также от сформированной повестки дня в целом.

В рассматриваемой статье также указано, что перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления, может быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, которым в данное время является ФКЦБ. В частности, если вступит в силу проект Постановления (одобренный на заседении Экспертного совета ФКЦБ России 20.03.2002) “Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров”, то права акционеров будут защищены в большей степени. В частности, проект ставит в зависимость перечень предоставляемой информации (материалов) от характера повестки дня, точнее от ее состава. Например, в п. 3.4. указывается, что если повестка дня общего собрания включает вопросы, голосование по которым может повлечь возникновение права требовать выкупа обществом акций, принадлежащих акционерам, голосовавшим против или не принимавшим участия в голосовании по этим вопросам, к дополнительной информации (материалам), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в таком общем собрании, при подготовке к проведению этого общего собрания, относятся:

- отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, которые могут быть предъявлены к выкупу обществом;

- расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период;

- протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества об определении цены выкупа акций общества.

Соответствующим образом в п. 3.5 регламентирован перечень материалов в случае, если повестка дня общего собрания включает вопрос о реорганизации общества. Безусловно, при подобной фиксации перечней информации (материалов) на федеральном уровне позволит акционеру наиболее объективно принимать решения при голосовании по вопросам, существенно затрагивающим его права. О важности осведомленности акционера в результате изучения соответствующих материалов говорит и такое требование закона, которое предусматривает, что информация (материалы), предусмотренная ст. 52 , в течение 20 дней, а в случае проведения общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, в течение 30 дней до проведения общего собрания акционеров должна быть доступна лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, для ознакомления в помещении исполнительного органа общества и иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении общего собрания акционеров. Указанная информация (материалы) должна быть доступна лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, во время его проведения. Если сравнить старую и новую редакции ст.52 Закона, то можно прийти к выводу, что в новой редакции расширены права акционеров по ознакомлению с информацией и материалами при подготовке собраний.

Определение формы и текста бюллетеня для голосования является завершающим этапом при подготовке общего собрания в случае, если голосование будет проводится в заочной форме и (или) число акционеров общества на момент проведения собрания более 100. Существенно, что новая редакция ст.60. Закона:

- во-первых, более четко формулирует случаи обязательного применения бюллетеней,

- во-вторых, еще одним нововведением является положение рассматриваемой статьи предусматривающее, что при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования и проведении общего собрания акционеров общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и более, а также иного общества, устав которого предусматривает обязательное направление (вручение) бюллетеней до проведения общего собрания акционеров, бюллетень для голосования должен быть направлен или вручен под роспись каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не позднее чем за 20 дней до проведения общего собрания акционеров;

- в третьих, вводится такая объективно необходимая новелла как возможность предусмотреть уставом общества с числом акционеров более 500 тысяч опубликование в указанный срок бланков бюллетеней для голосования в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества.

Бюллетень для голосования должен содержать информацию, предусмотренную в п.4, ст. 60 Закона, которая претерпела значительные уточнения. Например старая редакция закона не указывала, что бюллетень, должен содержать указание на форму голосования. Подобная информация регламентируется также письмом ФКЦБ РФ от 16 июня 2000 г.,№ ИК-07/2861.(далее Письмо ФКЦБ.) Конечно, данное Письмо ФКЦБ применяется в части не противоречащей закону в новой редакции.

В соответствии со ст.64 Закона, в обществе c числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти устав общества может предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня. В данном случае можно рекомендовать возложить уставом подобные полномочия на исполнительный орган общества. Так как Гражданский кодекс и рассматриваемый закон предусматривают создание общества одним лицом и появление общества имеющего одного акционера, в случае приобретения всех акций общества (п.6 ст. 98 ГК, п.2. ст.2, ст. 9, 10 Закона), то вполне закономерно, что, в соответствии со ст.47, п.3 в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

Согласно cт. 58 общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

Принявшими участие в общем собрании акционеров считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, и акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров. Принявшими участие в общем собрании акционеров, проводимом в форме заочного голосования, считаются акционеры, бюллетени которых получены до даты окончания приема бюллетеней.

Причательно, что при заочной форме проведения собрания, кворум определяется после непосредственного акта голосован, в то время как при очной форме (форме совместного присутствия) кворум определяется до голосования, и если кворума нет, то голосование осуществлено быть не может. На практике могут возникать споры связанные с определением кворума собрания. Так как было уже сказано выше, кворум определяется до осуществления акта голосования при проведении собрания в форме совместного присутствия. Возникает вопрос – будет ли собрание правомочным, если акционер (акционеры) владеющий количеством акций, достаточным для того, чтобы без его регистрации кворум отсутствовал удаляются не проголосовав после регистрации. Т.е. их присутствие оформлено, но фактически они не принимали участия в голосовании и не присутствовали на собрании. Думается, что в рассматриваемом случае собрание не будет правомочным, но в случае, если указанный акционер проголосовал хотя бы по одному вопросу то собрание будет правомочным. Рассмотренные случаи, естественно, подразумевают отсутствие представителей. (В принципе, ст. 57 гласит, что, во-первых, право на участие в собрании акционеров осуществляется как лично так и через представителя, во-вторых акционер вправе в любое время заменить своего представителя на общем собрании акционеров или лично принять участие в общем собрании акционеров. Возникает вопрос – а возможна ли обратная ситуация, когда акционер не может присутствовать лично, и желает, чтобы дальнейшее участие в общем собрании принял его представитель? Думается, что возможно в случае, если, конечно, будет соблюдаться соответствующее законодательство. Безусловно желательно, чтобы документальное подтверждение полномочия представителя было подготовлено заранее, т.е. до непосредственно проведения общего собрания. Словосочетание “в любое время” подразумевает, что вполне законна ситуация, когда, например, по первому вопросу голосует сам акционер, а по второму - представитель и наоборот.)

Подобные вопросы могут возникнуть и если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, где определение кворума для принятия решения по этим вопросам осуществляется отдельно. Но подобная ситуация в данном случае наименее вероятна, чем вышерассмотренная. При этом, отсутствие кворума для принятия решения по вопросам, голосование по которым осуществляется одним составом голосующих, не препятствует принятию решения по вопросам, голосование по которым осуществляется другим составом голосующих, для принятия которого кворум имеется. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания акционеров должно быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня. При отсутствии кворума для проведения внеочередного общего собрания акционеров может быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня.

Ст. 58 Закона также предусматривает, что повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов размещенных голосующих акций общества. Уставом общества с числом акционеров более 500 тысяч может быть предусмотрен меньший кворум для проведения повторного общего собрания акционеров.

Сообщение о проведении повторного общего собрания акционеров осуществляется в соответствии с требованиями статьи 52 Закона. При этом положения абзаца второго пункта 1 статьи 52 Закона не применяются. Вручение, направление и опубликование бюллетеней для голосования при проведении повторного общего собрания акционеров осуществляются в соответствии с требованиями статьи 60 Закона. При проведении повторного общего собрания акционеров менее чем через 40 дней после несостоявшегося общего собрания акционеров лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров, определяются в соответствии со списком лиц, имевших право на участие в несостоявшемся общем собрании акционеров.

Голосование на общем собрании акционеров (статья 59 Закона) осуществляется по принципу “одна голосующая акция общества - один голос”, за исключением проведения кумулятивного голосования в случае, предусмотренном Законом. Можно высказать мнение, что в связи с введением института, дробных акций несколько нечетко регламентирования порядок голосования. Если признать, что дробные акции являются голосующими и предоставляет владельцу права в объеме, соответствующем части целой акции, то налицо потребность в более точной регламентации ст. 59 голосования на общем собрании акционеров. Например ст. 59 можно дополнить абзацем предусматривающим, что дробная акция может предоставлять соответствующую часть голоса. Безусловно, согласно действующей редакции Закона результат голосовании будет выражаться дробным числом.

Следует отметить, что голосующими акциями являются:

- во-первых, обыкновенные акции (в любом случае);

- во-вторых, привилегированные акции в случаях предусмотренных в ст.32 Закона. Акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, а также в иных случаях предусмотренных ст.32 Закона.

Акционеры - владельцы привилегированных акций имеют право голоса и в случае, если решение о выплате было принято, но фактически дивиденды не были выплачены Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 года, № 4/8 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах” (c изменениями от 5 февраля 1998 г.) в соответствии с пунктом. 1 ст. 42. Закона общество обязано выплатить акционером объявленные дивиденды. В случае задержки их выплаты акционер праве обратится в суд с иском о взыскании с общества причитающихся сумм. Этим правом наделены как владельцы обыкновенных так и привилегированных акций. Не подлежат взысканию дивиденды полностью или частично по искам акционеров привилегированных акций, размер которых определен Уставом, если общим собрании акционеров на основании пункта 3 статьи 42 Закона принято решение о невыплате или неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям данного типа. Не нужно путать в данном случае принятие решения о выплате дивидендов и их фактическую выплату, а также правоотношения вытекающие из деликта и правоотношений вытекающие из закона. Т.е, во втором случае принятие решения о выплате дивидендов еще не означает фактическую выплату, а во втором акционеры могут требовать не предоставления права голоса, так как из закона вытекает, что подобное право у них имеется, а требовать от общества исполнения обязательств в качестве должника.

Вернемся к процедуре проведения общего собрания. После определения кворума при проведении собрания в форме совместного присутствия осуществляется собственно голосование и подсчет голосов, а в случае заочного голосования подсчет голосов осуществляется после регистрации бюллетеней.

Порядок голосования на общем собрании акционеров в сфере вариантов голосования остался неизменным новым Законом. В соответствии с п. 4 ст. 60, п. 1 ст. 61 Закона при голосовании на общем собрании акционеров бюллетенями в них указываются (за исключением кумулятивного голосования) варианты голосования по каждому вопросу повестки дня собрания, выраженные формулировками “за”, “против” или “воздержался” и засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один из возможных вариантов голосования, такой же принцип голосования и в случае голосования без применения бюллетеней. Согласно Закону акционер осуществляет три различных варианта голосования по каждому вопросу повестки дня собрания. Решение собрания считается принятым в случае, если голоса “за” составляют более пятидесяти (п. 2 ст. 49 Закона) или иного, предусмотренного Законом количества процентов голосов участвующих в собрании. В случае, если акционер “воздержался”, то с одной стороны его голоса участвовали в определении кворума собрания, а с другой не считаются поданными “за”, следовательно вариант голосования “воздержался” идентичен варианту голосования “против”. Таким образом, в части реализации задачи принятия (непринятия) решения общим собранием акционеров вариант голосования “воздержался” имеет значение варианта голосования “против”. Следовательно, голосуя по варианту “воздержался” акционер фактически голосует по варианту “против”.

Однако, следует иметь ввиду, что некоторые корпоративные права акционеров являются прямым следствием варианта его голосования на собрании. Например, право требовать выкупа акций в соответствии со ст. 75, ст. 76 Закона имеют исключительно акционеры, голосовавшие “против” или не участвовавшие в голосовании по данным вопросам и только акционер, не принимавший участие в собрании акционеров, или голосовавший “против” его решения, вправе обжаловать в судебном порядке решение данного собрания (п. 8 ст. 49 нового Закона об АО). Это означает, что акционер, который голосовал по варианту “воздержался” лишает себя права выкупа и обращения в суд. Необходимо также отметить, что вышеупомянутая ст. 60 в пункте первом предусматривает, что голосование по вопросам повестки дня может осуществляться бюллетенями. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 100, а также голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, проводимого в форме заочного голосования, осуществляются только бюллетенями для голосования. Примечательно также, то что вариант голосования с помощью бюллетеней является наиболее предпочтительным, в случае когда общество имеет право выбора. Это связано с тем что в протоколе об итогах собрания указывается как правило количество голосов, а не их владельцы и, в случае обращения в суд в соответствии с п. 7 ст. 49 Закона, в случае отсутствия бюллетеня будет сложнее доказать, что акционер голосовал именно по варианту “против”, а не по варианту “воздержался”.

Итак, после определения кворума при проведении собрания в форме совместного присутствия осуществляется собственно голосование и подсчет голосов, а в случае заочного голосования после регистрации бюллетеней осуществляется подсчет голосов. В случае, если в обществе число владельцев акций более ста, то создается счетная комиссия, которая создается в соответствии со ст. 56. Закона и выполняет следующие функции:

- проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров,

- определяет кворум общего собрания акционеров,

- разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании,

- разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование,

- обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования,

- составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.

В случае, если держателем реестра акционеров общества является регистратор, ему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии. В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 функции счетной комиссии выполняет регистратор.

В соответствии со ст.62 Закона по итогам голосования счетная комиссия составляет протокол об итогах голосования, подписываемый членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции. Протокол об итогах голосования составляется не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров или даты окончания приема бюллетеней при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования. Решения, принятые общим собранием акционеров, а также итоги голосования оглашаются на общем собрании акционеров, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся не позднее 10 дней после составления протокола об итогах голосования в форме отчета об итогах голосования до сведения лиц, включенных в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в порядке, предусмотренном для сообщения о проведении общего собрания акционеров. Если голосование осуществлялось бюллетенями, то после составления протокола об итогах голосования и подписания протокола общего собрания акционеров бюллетени для голосования опечатываются счетной комиссией и сдаются в архив общества на хранение и хранятся в течение сроков, предусмотренных Письмом ФКЦБ РФ “О сроках хранения бюллетеней для голосования акционерных обществ”от 28 ноября 2000 г., № ИК-07/6364

Как правило, в соответствии со ст.63, после составления протокола об итогах голосования оставляется протокол общего собрания акционеров. не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров.

В соответствии со ст. 63 Закона, в протоколе общего собрания акционеров указываются:

- место и время проведения общего собрания акционеров;

- общее количество голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих акций общества;

количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании;

- председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.

В протоколе общего собрания акционеров общества должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые собранием. Примечательно, что данная статья осталась практически без изменений в отличие от вышерассмотренных. Соответственно является актуальным вопрос – каким образом составляется протокол общего собрания при заочном голосовании. В принципе в существующей практике требования п. 2, ст. 63 выполнимы за некоторыми исключениями с учетом специфики заочной формы и можно предположить, что председатель собрания должен быть как при проведении общего собрания в форме совместного присутствия, так и в заочной форме. Только во втором случае роль председателя будет носить формальный характер. Так как ст. 62 и 63 Закона регламентируют общее собрание без упоминания вышеуказанной специфики, за исключением п.1 ст. 62, то следует сделать вывод, что данные статьи применяются в соответствующей части как к общему собранию, проводимому в заочной форме, так и к собранию проводимому в форме совместного присутствия.

Пункт 8 ст. 49 гласит, что суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенным и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру и устанавливает сокращенный срок исковой давности - шесть месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении.

Т.е., подобное положение осталось неизмененным, за исключением срока исковой давности. Пункт 8 Постановления № 4/8 разъясняет, сущность существенных нарушений. К таковым относятся:

- несвоевременное извещение (не извещение) акционера о дате поведения общего собрания акционеров;

- непредставление возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания;

- несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования при заочном голосовании.

Из данных положений следует, что к существенным отнесены такие нарушения, которые исключают возможность участия в голосовании и (или) невозможность объективного голосования. К таковым, по мнению автора, можно отнести любые нарушения подготовки и проведения общего собрания акционеров, которые не только исключают возможность участия в голосовании, самого объективного голосования, но и нарушения, способствующие игорированию прав акционеров, например право участвовать в подготовке годового собрания (необоснованное невключение предложений в повестку дня). В связи с этим, особенно актуально осуществление подготовки общего собрания с точки зрения изменений от 7 августа 2001 г. Необходимо исключать не только преднамеренные ошибки при процедуре подготовки и проведении общего собрания, но и ошибки, вытекающие из неправильного правоприменения норм корпоративного права, поскольку, как было указано выше, суд вправе, но не обязан оставить в силе обжалуемое решение.

Литература.

1. Гражданский кодекс

2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.

3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001.)

4. Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27) (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 12 января 1998 г.)

5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 года, № 4/8 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах” (c изменениями от 5 февраля 1998 г.)

6. Постановлением ФКЦБ от 20 апреля 1998 г. No. 8 “Об утверждении Положения о порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования и внесении дополнений в Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 года No. 27”

7. Проект Постановления (одобренный на заседении Экспертного совета ФКЦБ России 20.03.2002) “Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров”

8. Письмо ФКЦБ РФ от 16 июня 2000 г.,№ ИК-07/2861 “О сроках хранения бюллетеней для голосования на общих собраниях акционеров”


Количество просмотров: 114





ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ ФОРУМОВ
 

14.02.2024
Образование ЕИО на ВОСА

23.01.2024
Обязательное предложение

22.01.2024
проблемы со входом на lin,ru

03.07.2023
Подписание протокола ОСА

 
ГОРЯЧИЕ ДОКУМЕНТЫ
 
Указание Банка России от 30.10.2017 N 4593-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 11 сентября 2014 года N 3379-У "О перечне инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1–4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправоме

Проект Федерального закона N 319413-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" (ред., приня

 
| | | | | |
  Rambler's Top100
Дизайн сайта Studioland Design Group